Рефераты. Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы

- нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

- размеры валютного, процентного и иных рисков;

- минимальный размер резервов,  создаваемых под высокорисковые активы;

- нормативы использования собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов,  гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20% собственных средств банка.


При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и  консультаций  с  банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов,  направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут  осуществляться  уполномоченными  Советом  директоров представителями Банка России или по его поручению  аудиторскими фирмами.

Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования кредитной сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что Банк России уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от Центрального банка Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.































§ 5. Инструменты Центрального Банка России в регулировании

кредитной системы страны

 

Банк России владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- выступает для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют возможности пополнить свои ресурсы из других источников;

- от имени Правительства управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством;

- наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживании бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительны и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и местным властям;

- является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

Банк России играет ведущую роль в регулировании кредитной системы страны. Основные инструменты и методы кредитной политики Банка России определены Законом о Центральном банке РФ, к ним относятся:

- учетная ставка Банка России;

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

Ниже более подробно раскрыта суть основных инструментов кредитной политики  Банка России.

Учетная ставка Банка России

Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Банком России при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Банк России намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

На протяжении 1991—2003 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В настоящее время она установлена в размере 21% годовых.

Коммерческие банки получают в Банке России ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.

Процентные ставки Банка России необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Процентные ставки по операциям Банка России

Банка России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России являются минимальными ставками, по которым он осуществляет свои операции. Такая процентная политика необходима для воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления национальной валюты. Политика минимальных резервов Банка России является административным методом регулирования экономики. Проводя такую политику, Банк России устанавливает нормы минимальных резервов для коммерческих банков в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на счете в Банке России. Банк России вправе периодически изменять норму обязательных резервов в зависимости от рыночной ситуации.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

 При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

 
Операции на открытом рынке

При осуществлении этих операций Банк России не только реализует направление своей кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

Если Банк России покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Банк России продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

До образования коммерческих банков регулирование денежного обращения проводилось в порядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков.

Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой Правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.

В России до 1992 г. рынок ценных бумаг был ограничен государственными займами, распространяемыми среди населения и на бюджет существенно не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:

- осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Банк России временно свободных денег;

- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;

- использовать государственные ценные бумаги для проведения Банком России кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;

- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача:

- обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета;

- создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.

На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.

Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Рефинансирование банков

Под рефинансированием банков понимается предоставление Банком России кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита. Рассмотрим их подробнее.

 

- Кредитные аукционы

До 1994 г. Центральный банк РФ (Банк России) предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки Банка России. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3 % независимо от кредитоспособности заемщика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.