Рефераты. Риск в менеджменте

Кроме статистического метода существует метод экспертной оценки риска, который может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов.

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных рисков и предполагается оценить вероятность их наступления, основывали, например, на следующей системе оценок:

0 – несущественный риск;

25 – рисковая ситуация, вероятнее всего не наступит.

50 – о возможности рисковой ситуации нельзя сказать ничего определенного;

75 – рисковая ситуация, вероятнее всего, наступит;

100 – рисковая ситуация наступит наверняка.

Затем оценки экспертов подвергаются анализу на их противоречивость и должны удовлетворять следующему правилу:   максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50, что позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельного риска.

max |ai – bi| ≤ 50 ,

где  a, b векторы  оценок каждого из двух экспертов. При трех экспертах                должно быть сделано три оценки: для попарного сравнения мнений  1го и 3го, 2го и 3го;

i – вид оцениваемого риска.

Разновидностью экспертного метода является метод Дельфи, характеризующийся анонимностью и управляемой обратной связью ( после обработки результата обобщенный результат сообщается каждому члену комиссии).

Важным методом исследования риска является моделирование задачи выбора с помощью “дерева решений”, где по ветвям “дерева” соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчета вероятностей оценивают каждый путь и выбирают менее рискованный.

Однако для оценки предпринимательского риска данный метод не совсем подходит по ряду причин:

-         это очень трудоемкий метод;

-         в «дереве» учитываются только те действия, которые намерен совершить предприниматель, и совсем не учитывается влияние внешней среды на деятельность фирмы.

Метод аналогий используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы. При его использовании применяются базы данных о риске аналогичных проектов или сделок.

Комбинированный метод представляет собой объединения нескольких отдельных методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производится с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.


4.3.      Объективный и субъективный методы определения

вероятности нежелательных событий.

При оценке риска предпринимателя в первую очередь интересует вероятность нежелательного исхода.

Существует два метода определения вероятности нежелательных событий: объективный и субъективный.

Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой тот или иной результат был получен в аналогичных условиях, В этом случае расчет вероятности проводится на основании фактических данных по формуле:

 ;

где  Р – вероятность нежелательного исхода;

n – число событий с неуспешным для предпринимателя исходом;

N – общее число аналогичных событий как с успешным, так и с неуспешным исходом.

Но не всегда предприниматель обладает информацией для применения объективного метода оценки вероятности нежелательного исхода. В этом случае фирма может обратиться за информацией к консалтинговой фирме или оценить вероятность субъективным способом.

Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата. Этот метод определения вероятности нежелательного исхода основан на суждении и на личном опыте предпринимателя. В данном случае в соответствии с прошлым опытом и интуицией предпринимателю необходимо сделать цифровое предположение о вероятности событий.

При этом необходимо учитывать два ограничения:

1.     Рi =1, то есть сумма вероятностей всех событий равна 1;

2.     0≤P<1, вероятность отдельного события должна быть больше или равно

0 и меньше 1.


Если предпринимательское решение принимается группой лиц, вероятность нежелательного исхода может быть определена экспертным путем. Следует отметить, что в том случае, если вероятность нежелательного исхода велика, предпринимателю следует осторожно относиться к данной сделке, т.к. в данной ситуации велик риск неудачи. В то же время игнорирование любых вариантов, связанных с любым уровнем риска, может в условиях рыночной экономики привести к утере конкурентоспособности фирмы.

Авторами, занимающимися исследованиями в этой области (Т.Бачкаи, В.Рудашевский, К.Татеиси), разработана эмпирическая шкала риска, которая может быть рекомендована для использования в работе предпринимателя.  (табл. 4.1).

Однако необходимо знать, что предлагаемая шкала носит условный характер и в любом случае окончательное решение о допустимой для конкретной сделки вероятности нежелательного исхода остается за предпринимателем.

Таблица 4.1.

Эмпирическая шкала допустимого уровня риска.

N/N

Вероятность нежелательного

исхода (величина риска)

Наименование градаций

1

0,0 – 0,1

Минимальный  риск

2

0,1 – 0,3

Малый  риск

3

0,3 – 0,4

Средний  риск

4

0,4 – 0,6

Высокий  риск

5

0,6 – 0,8

Максимальный риск

6

0,8 – 1,0

Критический  риск

 

Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствует    нормальному, разумному риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Решения с большим уровнем риска рекомендуется принимать в особых случаях ( если при неудачи они не приведут фирму к банкротству).


Тема 5.  Система управления риском.

5.1.      Сущность и содержание риск – менеджмента.

Риск – это финансовая категория. Поэтому на величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии.

В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск – менеджмент.

Таким образом, риск – менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента и является системой управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск – менеджмент включает стратегию и тактику управления. Под стратегией управления понимается направления и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Риск – менеджмент как система управления состоит из 2 х подсистем: управляемой подсистемы ( объекта управления ) и управляющей подсистемы    ( субъекта управления ).

Объектом управления в риск – менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Субъект управления – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию), осуществляющие функционирование объекта управления. При этом важная роль принадлежит информации; тот кто владеет информацией – владеет риском.

Различают два типа функций риск – менеджмента:

функции объекта управления и субъекта управления.

К функциям объекта управления относится: организация разрешения риска, рисковых вложений капитала, работы по снижению величины риска, процесса страхования рисков, экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления относятся: прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль.

Прогнозирование в риск – менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта.

Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил.

Регулирование представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Координация – это согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов.

Стимулирование – это побуждение финансовых менеджеров к заинтересованности в результатах своего труда.

Контроль – проверка организации работы по снижению степени риска, предполагающей анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.


5.2         Организация  риск – менеджмента.

Как система управления, риск – менеджмент включает процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определенные вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор способов снижения риска, осуществление воздействия на риск.

Цель риска – это результат, который необходимо получить (выигрыш, прибыль, доход и т.п.)

Цель рисковых вложений капитала – получение максимальной прибыли. Для принятия  решения важным моментом является получение информации об окружающей обстановке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.