Рефераты. Ревизия и аудит малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)

1.2.Задачи ревизии и аудита МБП


В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают качественные показатели использования и учета МБП. Такие как: повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования МБП, ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих МБП. Аудиторы уделяют большое внимание проверке сохранности малоценных и быстроизнашивающихся предметов, законности и целесообразности их использования, своевременному установлению сверхнормативных и неиспользуемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов, правильности оформления хозяйственных операций по поступлению и выбытию, правильности начисления износа по малоценным и

9

быстроизнашивающимся предметам.

          При проверке операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами следует руководствоваться Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».[1, c.80]

В связи с этим перед аудитом МБП стоят следующие задачи:

1.Проверка правильности отнесения поступивших ценностей к МБП;

2.Проверка наличия и состояния складских помещений и кладовых для нормальных условий хранения и функционирования в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

3.Проверка состояния аналитического учета;

4.Проверка закрепления МБП за материально ответственными лицами;

5.Проверка соблюдения норм запасов, отпуска, списания и сроков службы в эксплуатации;

6.Проверка правильности оформления операций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

7.Проверка правильности начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

8.Проверка своевременности и полноты инвентаризации МБП.

Для обеспечения выполнения этих задач на предприятии должны обеспечить следующие условия: надлежащая организация материально-технического снабжения на предприятии, достояние складского хозяйства. В целях повышения роли учета и контроля в этом деле прежде всего надо на каждом предприятии установить четкий документооборот, своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризацию МБП, не допускать значительных отклонений от норм запасов ценностей, механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о материальной ответственности с работниками складов и кладовых.[5, c.116]

10

2.АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С МАЛОЦЕННЫМИ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТАМИ

 

2.1.Аудит и ревизия полноты оприходования МБП. Проверка правильности их учета и оценки

 


Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных МБП является предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными контролерами, вышестоящими организациями.

Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования МБП путем проверки товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и инвентаризацией их в натуре.

Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Основными источниками аудита являются первичные документы по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, требования-накладные, копии чеков), книги (карточки) складского учета, отчетность материально

11

ответственных лиц, регистры бухгалтерского учета (журнал-ордер №10), ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары, отчет движения продуктов и материалов, производственные отчеты, машинограммы, бухгалтерская и аналитическая  отчетность, служебные записки материально ответственных и должностных лиц.[8, c.302]

В процессе аудита необходимо проверить, не приобретались ли предметы, не нужные для эксплуатации на предприятии. Для этих целей изучаются расчеты потребности в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, расчеты по определению запасов малоценных и быстроизнашивающихся предметов. При этом устанавливают, составлены ли расчеты определения потребности в малоценных и быстроизнашивающихся предметах в соответствии с действующими нормами расхода, запасов, списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Объектом исследования являются оперативная и служебная информации. В оперативном учете (обычно в журнале учета поступивших грузов) приводятся данные по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Прежде всего изучается, как осуществляется такой учет на проверяемом предприятии: указываются ли по каждому поставщику в отдельности ассортимент и сроки поставки по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивших ассортимент малоценных и быстроизнашивающихся предметов с указанием даты поступления. Важно выяснить достоверность приведенной информации в оперативном учете, для чего содержащуюся информацию в оперативном учете сопоставляют с данными, отраженными в бухгалтерском учете. Наличие достоверной информации о выполнении договорных обязательств позволяет выявить поставщиков, нарушавших условия договора.[2, 316]

При проверке полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяют соответствие данных

12

первичных документов на оприходование данным аналитического учета, синтетического учета.

Аудиторы производят взаимный контроль первичных документов (товарно-транспортных накладных, актов на оприходование малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.). Данные первичных документов сопоставляются с отчетами движения продуктов и материалов, производственными отчетами; данные аналитического учета сопоставляются с журналом-ордером 10. Данные журнала-ордера 10 сопоставляются с Главной книгой, балансом предприятия. В случае расхождений в учете устанавливаются их причины, которые могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а в ряде случаев такие расхождения являются результатом неполного оприходования ценностей. Одновременно с проверкой полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов изучают правильность их оценки. Правильная оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов зависит от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому при проверке устанавливают, ведется ли учет на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" в разрезе субсчетов и по каждому наименованию малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Если учет ценностей осуществляется по учетным ценам, дополнительно проверяют: правильно ли подсчитано отклонение в стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов и произведено ли списание со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в дебет счета 12 по учетной стоимости и дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" на разницу между фактической себестоимостью и учетной стоимостью.

Выборочным путем проверяется соответствие данных первичных документов данным, отраженным в учетных регистрах.[8, c. 304]

Для обобщения информации а наличии и движении принадлежащих

13

предприятию МБП, хозяйственного инвентаря, инструментов и приспособлений общего и специального назначения и других средств труда, которые согласно установленному порядку включаются в состав средств в обороте, предназначен счет 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" Здесь же учитываются эксплуатируемые предприятием временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства

Стоимость МБП вносимых в виде неденежного вклада в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности, является согласованной учредителями стоимостью и подлежит экспертизе достоверности оценки имущества В данном случае проверяется наличие заключения экспертизы, а также соответствие данных заключения экспертизы данным, отраженным в бухгалтерском учете предприятия по дебету счета 12 и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Стоимость безвозмездно полученных МБП определяется по данным товарных накладных, по которым предприятию переданы указанные материальные ценности, или экспертным путем При этом проверяются записи, произведенные в бухгалтерском учете по дебету счета 12 и кредиту счета 88 «Фонды специального назначения» — в случаях передачи в пределах одного собственника и по дебету счета 12 и кредиту счета 80 "При­были и убытки" — в других случаях.

Стоимость приобретенных МБП определяется как цена, указанная в товаросопроводительных документах при приобретении материальных ценностей у поставщиков или подотчетными лицами, с учетом затрат, связанных с их приобретением. Проверке в данном случае подвергается соответствие записей по дебету счета 12 и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" суммам, указанным в документах.

Следует отметить, что МБП, приобретенные за иностранную валюту,

14

оцениваются в белорусских рублях по курсу, установленному Нацбанком РБ на дату приобретения (таможенного оформления). Стоимость МБП, полученных в ходе исполнения внешнеторговой бартерной операция, определяется по учетной стоимости отгруженного товара на дату отгрузки. При предварительном поступлении МБП оприходование их производится в дебет счета 12 в корреспонденции с кредитом счетов 60, 76 по учетной цене товаров, предназначенных для отгрузки взамен полученных материальных ценностей.

Стоимость изготовленных МБП определяется на основании документально подтвержденных расходов по их сооружению, изготовлению.

          Нередко на предприятии приходуют не полностью поступившие МБП (в меньшем количестве, чем указано в сопроводительных документах) в полной сумме предъявленных к оплате и фактически оплаченных счетов поставщиков и не предъявленных к ним претензий. Следует установить причины и характер образовавшихся недостач и в случае вины поставщика принять меры к оформлению претензионных требований к возврату, изъятию уплаченных сумм.

Иногда за указанными расхождениями могут скрываться факты присвоения тех или иных ценностей отдельными должностными лицами, что устанавливают сверкой записей по книгам и карточкам складского учета, проверкой движения этих материалов, опросом соответствующих работников, связанных с их доставкой, разгрузкой, приемкой, отпуском и производственным потреблением. По всем выявленным фактам злоупотреблений составляют отдельные промежуточные акты. На счета виновных лиц указанные недостачи относят исходя из количества недостающих ценностей и их стоимости по свободным ценам.[12, c.17]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.