2.3 Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан
Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. []
Реализация стратегии осуществляется в три этапа. Первый этап – 2003-2005 гг. связан с реализацией мероприятий подготовительного характера. В этот период должна быть сформирована необходимая вспомогательная база и налажена эффективная деятельность финансовых и инновационных институтов развития. Правительством определен алгоритм реализации начального этапа Стратегии: первое – проведение конъюктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики с целью определения их конкурентноспособности; второе – подготовка и переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров; третье – обеспечение системной работы созданных институтов развития; четвертое – создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.
Второй этап – 2006-2010 гг. – станет периодом активной Стратегии во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники, а также подготовки специалистов международного уровня. Также на данном этапе будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.
Третий этап – 2011 – 2015 гг. – будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие цепочек добавленных стоимостей в новых сферах – машиностроении, нефтехимии, информационных технологий и других. Произойдет кардинальная диверсификация структуры отраслей экономики и эксперта.
В процессе выполнения задач первого этапа были внесены изменения и заполнения в действующее законодательство, приняты новые законы, проведена работа по дальнейшей гармонизации отечественного законодательства в области внешторговой деятельности в соответствии с международными правилами. В настоящее время инновационная деятельность в Республике Казахстан регулируется на основе следующих нормативных документов: Закон о науке РК, Патентный закон, Концепция инновационной деятельности РК, Программа инновационного развития Республики Казахстан, Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, закон об инновационной деятельности в Республике Казахстан, Закон об инвестиционных фондах, Закон о техническом регулировании, Закон о регулировании торговой деятельности, Закон об инвестиционном фонде Казахстана, Закон об информатизации, Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, Программа по формированию и равитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. [8, 9, 10]
Составляющий основу нормативно-правовой базы инновационных профессов Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» определяет содержание инновационной деятельности, субъекты и объекты инновационной деятельности, цели и принципы государственной инновационной политики, формы государственной поддержки инновационной деятельности.
В целях стимулирования высокотехнологичных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции внесены изменения в Налоговый кодекс, ……могающие меры, непосредственно связанные с инновационной деятельностью, так и косвенно способствующие повышению предпринимательской активности, создающие благоприятные условия для модернизации и обновление техники и технологии. [] К числу мер первого направления прежде всего относится расширение формы предоставления инвестиционных налоговых преференции от корпоративного, подоходного налога, выражающие в освобождении вновь созданных налогоплатильщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств. Такие инвестиционные преференции предоставляются согласно перечню приоритетных отраслей, который включает виды деятельности, характеризующиеся несколькими уровнями переделов, цепочки добавленных стоимостей. К мерам, непосредственно способствующим развитию наукоемких отраслей относятся установление особого режима налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ в области научных разработок и информационных технологий, введение льготного режима обложения корпоративным подоходным налогам для внедряющих высокие технологии организаций нефтехимической отрасли.
Введение особого режима обложения корпоративным налогам организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью с учетом долей доходов от такой продукции и добавленной стоимости в общей сумме доходов от реализации направлено на стимулирование отечественных предприятий к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, внедрение системы менеджмента качества и охраны окружающей среды, соответствующей международным стандартам.
Для предприятий, обеспечивающих сертифицирование процесса производства товаров с высокой добавленной стоимостью на соответствие требованиям международных стандартов качества и экологического менеджмента серии ISO 9000 и 1400 е сумма корпоративного подоходного налога снижена на 50 процентов, что по существу представляет собой меру косвенного стимулирование развития высокотехничных процессов.
Для стимулирования обновления основных фондов осуществлен переход на новый метод исчисления амортизационных отчислений к отнесения на вычет расходов на ремонт. Новый метод предусматривает следующие изменения:
- сокращение групп фиксированных активов с девяти до четырех установлением предельных норм амортизации по группам от 8 до 20 процентов;
- выделение подгрупп фиксированных активов в зависимости от года ввода их в действие;
- упрощение механизма учета и сокращение форм налоговой отчетности;
- формирование срока амортизации с 4 до 15 лет;
- полное описание стоимости фиксированных активов по истечении определенного периода.
Расширение сферы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, снижение ставки НДС до 15 процентов, снижение максимальной ставки подоходного налога до 20 процентов, введение регрессивной школы ставок, социального налога направленные на создание налоговой системы, гармонично сочетающей интересы государства и налогоплатильщики, также будут способствовать созданию благоприятных условий для инновационной деятельности.
В соответствии с программой мероприятий подготовительного первого этапа реализации стратегии в целях формирования единой системы государственного управления индустриально-инновационным развитием, функционирующей на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности создана система институтов развития, включающая Банк Развития Казахстана, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетингово-аналитических исследований. Институты развития специализируется на определенных операциях и видах деятельности.
Так, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) оказывает финансовую поддержку инициативам частного сектора в нечастном сектора экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий, как в Казахстане, так и за рубежом. Банк развития Казахстана (БРК) специализируется на финансировании инициатив частного сектора и государства (в части индустриальных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами. Национальный инновационный фонд (НИФ) стимулирует венчурную функцию рыночной экономики для создания и развитие высокотехнологичных отраслей экономики, таких как информатика, электроника, биотехнология и другие. Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций занимается содействием эксперту товаров и услуг казахстанских производителей путем страхования и перестрахования политических и регулятивных рисков. Центр инжиниринга и трансферта технологий и Центр мартекингово-аналитических исследований является сервисными организациями.
Поскольку все институты развития созданы для решения единой задачи – содействие в осуществлении государственной индустриальной политики, они объединяют свои усилия по реализации Стратегии по принципу «Специализации на определенных видах деятельности» на основе «Протокола намерений между участниками процесса индустриально-инновационного развития Республики Казахстан». [3]
За прошедший период институты развития значительно укрепили свои позиции в финансовом секторе, их финансовые средства в 2005 году составили 106,821 млрд. тенге, что соответствует третьему месту после пенсионных договоров и коммерческих банков. Среди институтов развитие наиболее капитализированным является Банк развития Казахстана, капитал которого оценивается в 58,4 млрд. тенге, т.е. более половины общего капитала институтов развития.
О большей привлекательности финансовых услуг институтов развития по сравнению с банками второго уровня свидетельствует то, что исчисляемая с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов средняя ставка вознаграждения по представляемым Банком развития Казахстана (БРК) кредитам при среднем сроке кредитования 9,6 лет составляет 8,22% против ставки коммерческих банков – 13,1%. (таблица )
Таблица . Динамика объемов кредитования и процентная ставка АО«БРК» и коммерческих банков
2002
2003
2004
Банк Развития
- объем кредитования, млн. тенге
11740
19697
29727,7
- темп роста объемов кредитования, %
≈1,62
1,51
- процентная ставка, %
-
10,4
8,2
Коммерческие банки
513359
659668
995910
- темп роста обьъемов кредитования, %
1,28
1,5
12,8
13,1
Соотношение между объемами кредитования БРК и коммерческих банков, %
2,2
3
Примечание:
Составлено на основе отчета БРК и статистического бюллетеня НБРК.
Страницы: 1, 2, 3