Рефераты. Развитие теории и практики менеджмента

других.   Появился  даже  термин    "управление    по бестселлерам",   по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям".

Не следует   забывать,   что в настоящее время не  только качества менеджеров и способы их обретения, но  и сама роль менеджера как профессионально подготовленного   руководителя,    являются    предметом серьезных   дискуссий. Родоначальниками  концепции менеджмента как специализированного вида  деятель­ности  являются  американцы.    Именно  они  создали  образ  менеджера  как профессионала,   обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному,  юридическому,  экономическому и т.п.), вложили  огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм,   разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших  научных  исследований  и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг.

Однако в   80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего  пути,  начали  обвинять  школы  бизнеса    в    неправильной  ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления".  Ведь японцы  - пожалуй,   самая учащаяся и способная к обучению нация - так  и  не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса,  а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя   их   через   цепочку смен должностей   в   разных подразделениях  фирмы,

обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.

Европейцы  занимают     промежуточную  позицию  между  этими  двумя управленческими   культурами.   С   одной стороны,  они   имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по  управлению,   как  американцы, хотя и не в таком количестве,  с другой - управление как вид деятельности  до  сих  пор  в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и,  например, в Англии не входит даже в первую десятку.  И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса",   фирмы консультационных и других  деловых  услуг во всех странах не только не разоряются,  но и процветают  даже  в  условиях спадов производства.   Просто  необходимо управлять эффективно,  тем более, необходимо учить  этому,  овладевать  знаниями,    развивать  в  себе  навыки  эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

Однако,  Европейские  менеджеры    переживают    ныне  времена  строгих требований,   сдвигов и угроз.   Это влияет на все стороны жизни  организаций, вызывая реакции,  меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.

За последние  двадцать  лет  в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения.   Возможно, наиболее существенное из них - рост  международной конкуренции, ведущей  к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы.

В Европе  менеджеры  обязаны справляться с уникальными проблемами.  К примеру,   экономические  и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы,   которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. На решения менеджеров  постоянно  влияют  исторические традиции и примеры.

Часто  слышатся   мрачные   предсказания  о  будущем уровне  жизни  и перспективах деловой   активности   в Европе.  Многие наблюдатели высказывают мнение, что деловой мир проходит через этап, который можно охарактеризовать
падением прибыли, недостатком энергии, безудержной инфляцией, безработицей, общественными беспорядками и повышенной политической нестабильностью. Однако предсказатели          судного дня упускают одну важнейшую характеристику человека: способность к инновациям       и преодолению трудностей. Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны,             а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все
организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим
руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми     в обращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: "Неизменно только         постоянство изменений". Менеджеры должны развить в себе установки, способности           и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять             управление    в наступающие годы.


РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В НАШЕЙ СТРАНЕ

В этой связи, нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки. По-видимому, как и во многом другом, мы зачастую, впадаем здесь в крайность. Одно дело - бороться с административно-командной системой, при которой социальный слой "бюрократии" - в государственном
ли, партийном или хозяйственном аппаратах - узурпирует монополию на власть и неизбежно переносит патологию бюрократизированных систем на все общество, являясь источником застоя. Но другое дело пытаться искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера как такового, подвергнуть его изгнанию из экономической и политической
системы, уповать на то, что работники упраздняемых органов управления или сокращаемого административного аппарата станут к станку, прилавку и т.п. Думать так - опасная иллюзия, равносильная вырубке виноградников как радикальной мере борьбы с алко-
голизмом.

Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-упрвленческих работников (вместе с инженерами изученными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15.0% в конце 50-х годов до 30% в середине годов 80-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-80%. И
это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности,
удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.

По-видимому, нам следует сделать  важный  вывод из этого - дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям, - а переход от  административно-командной  к  рыночной системе - это настоящая революция,  - вот то глав­ное, что должно выйти на первый план.  Разумеется, далеко не все бывшие "аппаратчики" способны на та­кого рода приспособление.  Многим,  возможно, при­дется уступить  свое  место  более молодым,  прог­рессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих  работников  управления  -  это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приу­ченных к  дисциплине,  упорному  целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С эти­ми людьми необходимо внимательно,  вдумчиво  рабо­тать, обеспечивать их правильную расстановку в но­вых условиях,  обучение,  переквалификацию.  Нужно создать им стимулы к эффективному труду,  да и за­щиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора  руководителей  и  специалистов нового типа,  в которой выживут и добьются  успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к но­вым условиям.

Если же  говорить  о методах эффективной работы руководителей, то,  не  умаляя  значения,  скажем, компьютеризации процессов   управления,  внедрения рациональных методов анализа и  обоснования  реше­ний, скрупулезного  учета  затрат  и  результатов, нужно сказать,  что эффективность управления начи­нается, возможно,  с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно расп­ределять свое время,  снимать стрессы, контролиро­вать свой вес,  нормально одеваться и многое  дру­гое .

Кто знает,  может  быть  овладение  всеми этими простыми премудростями на практике даст не  только большой прямой,  но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие,  организация  станут  более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей  хозяйствен­ной жизни.

Конечно, очень многое в нашей работе,  карьере, жизни зависит  от  общих  для  всех общественных и других условий,  от особенностей выпавшего на долю каждого места работы,  от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному чело­веку объективных  обстоятельств.  Но не слишком ли часто мы .объясняем  наши   неудачи   объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить.

В заключение можно вспомнить старую,  проверен­ную временем истину:  "Именно на управленцах  всех уровней лежит  задача  сделать  все  возможное для создания подходящего варианта будущего и  не  дать втянуть себя в водоворот неудач".  Конечно, совре­менный мир многообразен,  зависит от многих факторов, но  этот  тезис  должен  стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перест­ройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.
ЛИТЕРАТУРА

 

1. Филип   Котлер    "Основы   маркетинга "."Прог­ресс", Москва, 1992. Перевод В.Б.Боброва.

2. Дейл  Карнеги  "Как  вырабатывать уверенность в себе и  влиять  на  людей,  выступая публично", Москва, Прогресс, 1990.

3. Ф.Тейлор "Основы научного менеджмента",  "Прог­ресс", Москва, 1992 год.

5. М.Вудкок,  Д.Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер", изд. "Дело", 1991 год

6. Харви Мак Кей "Как уцелеть среди акул", Москва, "Экономика", 1991


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.