Так как переход от стадии к стадии переходит без резких скачков, то служба маркетинга предприятия должна постоянно следить за изменениями на рынке и своевременно вносить изменения в программу маркетинга. Важно обеспечить соответствие плана производства продукции и объема ее продаж на рынке. Наличие непроданной продукции приведет к прямым потерям (затраты на материалы, трудовые и финансовые ресурсы) и появлению упущенной выгоды, когда данные ресурсы можно было направить на производство и сбыт другой рентабельной продукции.
Виды жизненного цикла товара:
1) - традиционный, включает все фазы жизненного цикла товара
2) - бум или классический, описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении долгого времени
3) - увеличение характеризует товар, который получает быстрый взлет и падение популярности
4) - продолжение увеличения, характеризует модификацию товара
5) - сезонность или мода характеризует товар, хорошо продаваемый в определенное время
6) - возобновление или ностальгия, т.е. сначала товар утерял популярность, потом возобновил
7) - провал, т.е. товар вообще не получил успеха
Конкурентоспособность товара – это степень его соответствия в данный момент выбранному рынку по техническим, экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке.
Выделим 3 группы параметров, обеспечивающих конкурентоспособность товара:
1) технические – параметры назначения (габариты, вес, мощность, дизайн, ремонтопригодность)
2) экономические – цена приобретения, эксплуатационные издержки
3) организационные – комплектность и условия поставок, условия платежа, система скидок.
Предприятие может применить различные стратегии в области конкурентоспособности своего товара. При этом оно должно учитывать как рыночную ситуацию, преимущества и недостатки различных стратегий, так и производственные возможности. Для каждой стратегии конкуренции существуют преимущества, необходимые рыночные условия и другие факторы.
Новый товар – товар, который удовлетворяет новую потребность или обеспечивает удовлетворение уже известной потребности, но на другом, более высоком уровне.
Группы новых товаров:
1. товары – новинки
2. модифицированные товары, т.е. значительно или незначительно улучшенные старые
3. дополнительные товары
Стадии создания новинок:
· формирование идей, источником идей могут служить:
1. внутренние идеи (исследование, торговые посредники, предложения сотрудников, деятельность на обслуживание конкурентов)
2. внешние идеи (товары конкурентов, пожелания клиентов, мнения специалистов, развитие рынка)
· отбор идеи
· экономический анализ оставшихся идей
· разработка нового продукта
· пробный маркетинг
· коммерческая реализация
При разработке товара разработчику надо воспринимать идею производства на трех уровнях.
На рисунке 2 представлены три уровня товара
1. Расширенный товар включает все характеристики, которые сопутствуют товару и делают упор на потребителя
2. Товар в реальном времени включает не только его особенности, но и все, что составляет его образ
3. Товар по замыслу базовая физическая сущность товара с конкретными характеристиками и предлагается под заданным описанием
Концепция товара позволяет выявить требования потребителей и отличительные характеристики от товаров-конкурентов
Уровни неудач новых товаров:
o Абсолютная неудача (когда фирма не способна компенсировать свои затраты и финансовые потери)
o Относительная неудача (когда фирма получает прибыль, но в незначительном объеме)
Наиболее частые факторы, приводящие к неудаче:
- отличительное преимущество товара недостаточно
- низкое качество товара
- неудачно выбран момент внедрения на рынках
- недостаточное информирование потребителя о товаре
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователя. Существует 3 вида товарной информации:
1) Основополагающая товарной информации
2) Коммерческая информация
3) Потребительская товарная информация
Для доведения сведений до субъекта рыночных отношений применяются следующие формы товарной информации:
· Словесная информация
· Цифровая информация (применяется когда требуется количественная характеристика сведений о товаре)
· Изображающая информация (обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью художественных и графических изображений самого товара)
· Штриховая информация (штрихкод)
· Символическая
Средства товарной информации: маркировка, техническая документация, нормативные документы, справочная, научная и учебная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка – текст, условное обозначение или рисунок, нанесенный на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, а также доведение до потребителя информации об изготовляемых количественных и качественных характеристик товара.
Основные функции маркировки:
· Информативная
· Идентифицирующая (информация на товаре должна совпадать)
· Эмоциональная и мотивационная (товар должен быть ярче)
В зависимости от места нанесения различают:
1) производственную маркировку – этикетки, вкладыши, бирки и ярлыки, контрольные ленты, клейма и штампы
2) торговую маркировку – кассовые чеки и ценники, товарные чеки, которые выдаются вместе с кассовыми чеками
СТРУКТУРА МАРКИРОВКИ
Текст
Рисунок
Информационный знак (условное обозначение)
Структура изготовления знаков
товарные –
– наименование места изготовления
знаки соответствия или – качества .
– штриховое кодирование
компонентные –
– размерные
эксплуатационные –
– манипуляционные
предупреждающие –
– экономические
Товарные знаки – обозначения, способные отличать соответственно товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических лиц. К товарным знакам относят: фирменный товарный знак, ассортиментный знак, , размерные знаки, эксплуатационные знаки, манипуляционные знаки, экономические знаки, штрихкод.
Сбыт товара означает транспортировку, хранение, доработку, продвижение к оптовым и различным товарным звеньям, предпродажную подготовку и продажу товаров.
Канал сбыта – это организация или отдельные люди, занимающиеся передвижением и обменом товаров.
Протяженность каналов сбыта – это число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цепочке.
Ширина канала сбыта – это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки.
Существует семь методов сбыта товара:
1. Прямой канал сбыта (производитель ®покупатель)
2. Директ-маркетинг (прямая работа с клиентом, т.е. регулярное посещение и спрос клиентов)
3. Телефон-маркетинг
4. Косвенный маркетинг (производитель®посредник®потребитель)
5. Вертикальный маркетинговый сбыт (состоит из производителя, оптовых торговцев, одного или нескольких различных торговцев, действующих как единая система)
6. Горизонтальный канал сбыта (фирма стремится объединиться с другой фирмой с целью ведения совместной маркетинговой деятельности)
7. Смешанный канал сбыта (прямой канал + косвенный)
Товарная политика предприятия – определенный курс действий товаропроизводителя и принципы его поведения, обеспечивающие формирование ассортимента и управление им, создание и поддержание конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров определенных товарных ниш, разработку и реализацию упаковки, маркировки, система обслуживания (сервиса) товара.
Страницы: 1, 2, 3