Рефераты. Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ

            Платежи, подлежащие зачислению на счета клиентов, подразделяются на:

-         проведённые через расчётную систему Банка России;

-         проведённые через расчётную систему Сбербанка России;

-         внутренние (счёт плательщика и счёт получателя – в одном отделении банка).

Зачисление денежных средств, проведённых через расчётную систему Банка России и Сбербанка России, на счета клиентов производится на основании электронных платёжных документов (ЭПД), поступивших в течение операционного дня из ТРЦ Сбербанка России. Зачисление производится после получения и обработки выписки по счёту межфилиальных расчётов датой, указанной в выписке.

Если зачисление произведено на основании электронного платёжного документа сокращённого формата (ЭПДСФ), то в качестве подтверждающих документов служат реальные платёжные документы на бумажном носителе, поступившие из банка -  плательщика. Использование клиентами денежных средств до поступления подтверждающего документа не разрешается, за исключением клиентов, круг которых определяется банком. С такими клиентами заключается дополнительное соглашение к Договору банковского счёта, определяющее порядок использования клиентами указанных денежных средств.

Досылаемые реальные платёжные документы с реестром, подписанным исполнителем и начальником Отдела расчётов и переводов, передаются в Отдел расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.

По суммам, зачисленным на счёт до выяснения и требующим уточнения реквизитов, Отдел расчётов и переводов своевременно направляет запрос в соответствующие банки о получении реальных документов или уточнении реквизитов.

Контроль за поступлением подтверждающих документов и ответственность за возврат невыясненных сумм отправителю по истечении определённого в нормативных документах срока возлагается на Отдел расчётов и переводов.

В зависимости от эксплуатируемого программного обеспечения, а также технических возможностей в организации линии связи с удалёнными площадками, используются различные режимы работы и взаимодействия структурных подразделений.


3.3.  Списание средств со счетов клиентов:

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.

Представляемые клиентами документы на осуществление расчетов по их поручению в безналичном порядке должны быть заполнены в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению расчетов. Поручения на перечисление денежных средств со счетов могут представляться клиентами в банк в виде платежных документов на бумажных носителях, подписанных подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, или в виде электронных платёжных документов (ЭПД), подписанных электронной цифровой подписью уполномоченных лиц и передаваемых по каналам связи.

При проведении расчетных операций с применением полноформатных ЭПД платежные документы по списанию денежных средств со счетов представляются клиентом в 2-х экземплярах, а в случае применения не полноформатных ЭПД – в 4-х экземплярах.

            При поступлении в банк  платежных документов в  электронном виде операционный работник, ответственный за работу с использованием системы «Клиент-Сбербанк», принимает и распечатывает первичные документы, ставит соответствующую отметку (штамп «электронную копию заверяю» в левом нижнем углу платежного документа) и  передает документы на исполнение операционному работнику, ведущему счет клиента. 

При приеме от Клиента платежных документов на списание средств со счета операционный работник проверяет:

-         соответствие подписей и оттиска печати на документах и на карточке с образцами     подписей и оттиска печати;

-         дату документа;

-         назначение платежа;

-         соответствие суммы цифрами и прописью;

-         комплектность представленных документов и идентичность заполнения всех экземпляров;

-         достаточность остатка средств на счете  клиента для проведения платежа;

-         реквизиты плательщика;

-         реквизиты получателя.

          После этого операционным работником на всех экземплярах документа проставляется подпись и штамп, содержащий текст: «Принято «__»_________ 200_г.». В штампе должны быть разборчиво обозначены фамилия и инициалы подписавшего операционного работника. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

         Банк вправе отказать клиенту в приеме платежного документа, если нарушены требования по оформлению документов или признаны сомнительными подписи распорядителей счета. В этом случае документы возвращаются клиенту без исполнения. Списание денежных средств со счета клиента по его поручению при наличии на счете денежных средств, достаточных для удовлетворения требований к счету, осуществляется в день поступления в Банк соответствующего платежного документа.



4.      Ведение Картотеки №1 и №2.


            Поступающие в банк  платежные требования, оплачиваемые с предварительным акцептом, учитываются на внебалансовом счете № 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (Картотека № 1).  Расчетные  документы, не оплаченные в срок из-за  отсутствия  средств  на клиентов,  учитываются на   внебалансовом  счете  90902 «Расчетные  документы, не оплаченные  в  срок» (Картотека № 2). Картотека № 1 ведется по срокам оплаты, а картотека № 2 - в разрезе каждого клиента. Операции по внебалансовым счетам №№ 90901, 90902 (приход в картотеку и расход из картотеки) оформляются с использованием платёжных ордеров.

            Платежные требования оплачиваются банком только в порядке предварительного акцепта. В этом документе в поле "Условие оплаты" поставщик указывает  "с акцептом". В поле "Срок для акцепта" получатель средств указывает количество дней для акцепта в случае, если платеж производится при условии акцепта требования плательщиком денежных средств. Если в платежном требовании, подлежащем акцепту плательщиком, срок для акцепта не указан, то сроком для акцепта следует считать 3 рабочих дня.

На всех экземплярах принятых банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле "Срок платежа" проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документов по истечении операционного времени. Передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.

Таким образом, платёжные требования помещаются исполняющим банком в Картотеку №1 до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа. При этом отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта формы №0401004, составляемым в трёх экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора, которые указаны в платежном требовании и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету №90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и в тот же день подлежит возврату в банк - эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты и списания с внебалансового счета №90901. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.

При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из Картотеки №1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещается в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента, второй экземпляр заявления направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк - эмитент для передачи получателю средств. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из Картотеки №1 и при наличии денежных средств на счёте плательщика оплачиваются. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете  платёжные требования помещаются в Картотеку №2 по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.