Рефераты. Протекционизм и фритредерство: следует ли искать "золотую середину"?

7,5

Компьютеры

14,9

Самолеты

7,5

Чугун и сталь

11,0

Потребительские товары длительного пользования

6,6

Продукты химической промышленности

9,9

Цветные металлы

6,4

Средства связи

8,1

Бумага

6,0

Полупроводники

7,8

Полупроводники

5,4

Игрушки и спорттовары

7,2

3. Структура торговли. Относительно структуры товарной торговли США можно сделать некото­рые выводы. Во-первых, импорт товаров в США из-за рубежа существенно превышает их экспорт. Во-вторых, основная часть экспорта и импорта приходится на развитые страны, а не на слаборазвитые или страны Восточной Европы. В-третьих, наиболее важным торговым партнером США является Канада. В-четвертых, США имеют существенный дисбаланс в торговле с Японией: импорт США значительно превышает экспорт в эту страну. Наконец, зависи­мость США от импорта нефти приводит к превы­шению импорта над экспортом в торговле со странами ОПЕК.

4. Уровень производства. Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимо­стью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колеба­ния различных видов внутренних расходов. Не­большие изменения в объеме американского им­порта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.

1.2. Важные особенности

Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами, которые заслуживают то­го, чтобы им было уделено особое внимание.

1. Различия в мобильности. Следует отметить, что мобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существенно ниже, чем внутри страны.

Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные ресурсы не могут свободно перемещаться между странами, то движе­ние товаров и услуг способно эффективно воспол­нить этот пробел.

2. Валюта. Каждая страна использует раз­личную валюту. Поэтому при международных расчетах постоянно возникает потребность конвертировать валюту.

3. Политика. Международная торговля подвер­гается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаются по степени и харак­теру от тех, что применяются в отношении внутрен­ней торговли.

2. Экономическая основа торговли

Почему государства торгуют? Что составляет ос­нову торговли между странами? В общем виде меж­дународная торговля является средством, в помо­щью которого страны могут развивать специализа­цию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производ­ства.

В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распреде­ляются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обес­печенности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров тре­бует различных технологий или комбинации ре­сурсов.

3. Специализация и сравнительные преимущества

Введем теперь понятие сравнительных преимуществ и применим его для анализа основ международной специализации и торговли.

3.1. Основной принцип

Основная идея, лежащая в основе концепции сравни­тельных преимуществ, отражена в том, что специализация и торговля снижают издержки при получении необходимых продуктов и услуг.

3.2. Две изолированные страны

Предположим, что мировая экономика состоит то­лько из двух стран, например США и Бразилии. Допустим, что каждая из них способна производить как пшеницу, так и кофе, но с различной степенью экономической эффективности. Допустим также, что кривые внутренних производственных возмож­ностей США и Бразилии в производстве кофе и пше­ницы соответствуют изображенным на рисунках 1а и 1б. Выделим две характерные черты этих кривых производственных возможностей.

1. Постоянные издержки. Для упрощения будем считать издержки неизменными (это не повлияет на справедливость проводимого анализа).

Рисунок 1. Производственные возможности США и Бразилии

2. Различия в издержках. Линии производствен­ных возможностей США и Бразилии не совпадают, что связано с различиями в структуре ресурсов и уро­внях технологического прогресса. На рисунке 1а показана, кривая производственных возможностей США (при предпо­ложении полной занятости) с наклоном —1. Это означает, что в США можно обменять тонну кофе на тонну пшеницы.

Прямая производственных возможностей Бра­зилии на рисунке 1б раскрывает другое соотно­шение обмена или издержек. Наклон кривой производ­ственных возможностей составляет —2. Это означает, что в Бразилии соотношение внутренних издержек для двух товаров составляет 1 т пшеницы к 2 т кофе (или 1П=2К).

3. Самообеспеченность. Если экономики США и Бразилии закрыты и самостоятель­но удовлетворяют свои потребности в необходимых товарах, то каждая из стран должна выбрать опреде­ленную структуру производства в соответствии с гра­фиком своих производственных возможностей. Предположим, что точка А на рисунке 1а соответ­ствует оптимуму выпуска продукции в США (18 т пшеницы и 12 т кофе). Предположим, что оптимальной структурой выпуска продукции для Бразилии является 8 т пшеницы и 4 т кофе, что показано точкой В на рисунке 1б. Этот выбор также отражен в столбце 1 таблицы 4.

3.3. Сравнительные преимущества как ориентир для специализации

Если принять во внимание различия в соотношениях издержек, возникает вопрос: существует ли ка­кое-либо правило или принцип, с помощью которо­го можно определить, по каким продуктам следует развивать специализацию в США и Бразилии? Да, существует. Это принцип сравнительных преимуществ, гласящий, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. В соответствии с приведенным выше примером, Соединенные Штаты обладают сравнительным (сто­имостным) преимуществом в производстве пшеницы и должны специализироваться именно на нем.. Бразилия обладает сравнительным преимуще­ством в производстве кофе, и поэтому ей следует специализироваться на нем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.