|
7,5 |
Компьютеры |
14,9 |
|
Самолеты |
7,5 |
Чугун и сталь |
11,0 |
|
Потребительские товары длительного пользования |
6,6 |
Продукты химической промышленности |
9,9 |
|
Цветные металлы |
6,4 |
Средства связи |
8,1 |
|
Бумага |
6,0 |
Полупроводники |
7,8 |
|
Полупроводники |
5,4 |
Игрушки и спорттовары |
7,2 |
3. Структура торговли. Относительно структуры товарной торговли США можно сделать некоторые выводы. Во-первых, импорт товаров в США из-за рубежа существенно превышает их экспорт. Во-вторых, основная часть экспорта и импорта приходится на развитые страны, а не на слаборазвитые или страны Восточной Европы. В-третьих, наиболее важным торговым партнером США является Канада. В-четвертых, США имеют существенный дисбаланс в торговле с Японией: импорт США значительно превышает экспорт в эту страну. Наконец, зависимость США от импорта нефти приводит к превышению импорта над экспортом в торговле со странами ОПЕК.
4. Уровень производства. Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимостью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме американского импорта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.
1.2. Важные особенности
Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами, которые заслуживают того, чтобы им было уделено особое внимание.
1. Различия в мобильности. Следует отметить, что мобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существенно ниже, чем внутри страны.
Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные ресурсы не могут свободно перемещаться между странами, то движение товаров и услуг способно эффективно восполнить этот пробел.
2. Валюта. Каждая страна использует различную валюту. Поэтому при международных расчетах постоянно возникает потребность конвертировать валюту.
3. Политика. Международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли.
2. Экономическая основа торговли
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, в помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
3. Специализация и сравнительные преимущества
Введем теперь понятие сравнительных преимуществ и применим его для анализа основ международной специализации и торговли.
3.1. Основной принцип
Основная идея, лежащая в основе концепции сравнительных преимуществ, отражена в том, что специализация и торговля снижают издержки при получении необходимых продуктов и услуг.
3.2. Две изолированные страны
Предположим, что мировая экономика состоит только из двух стран, например США и Бразилии. Допустим, что каждая из них способна производить как пшеницу, так и кофе, но с различной степенью экономической эффективности. Допустим также, что кривые внутренних производственных возможностей США и Бразилии в производстве кофе и пшеницы соответствуют изображенным на рисунках 1а и 1б. Выделим две характерные черты этих кривых производственных возможностей.
1. Постоянные издержки. Для упрощения будем считать издержки неизменными (это не повлияет на справедливость проводимого анализа).
Рисунок 1. Производственные возможности США и Бразилии
2. Различия в издержках. Линии производственных возможностей США и Бразилии не совпадают, что связано с различиями в структуре ресурсов и уровнях технологического прогресса. На рисунке 1а показана, кривая производственных возможностей США (при предположении полной занятости) с наклоном —1. Это означает, что в США можно обменять тонну кофе на тонну пшеницы.
Прямая производственных возможностей Бразилии на рисунке 1б раскрывает другое соотношение обмена или издержек. Наклон кривой производственных возможностей составляет —2. Это означает, что в Бразилии соотношение внутренних издержек для двух товаров составляет 1 т пшеницы к 2 т кофе (или 1П=2К).
3. Самообеспеченность. Если экономики США и Бразилии закрыты и самостоятельно удовлетворяют свои потребности в необходимых товарах, то каждая из стран должна выбрать определенную структуру производства в соответствии с графиком своих производственных возможностей. Предположим, что точка А на рисунке 1а соответствует оптимуму выпуска продукции в США (18 т пшеницы и 12 т кофе). Предположим, что оптимальной структурой выпуска продукции для Бразилии является 8 т пшеницы и 4 т кофе, что показано точкой В на рисунке 1б. Этот выбор также отражен в столбце 1 таблицы 4.
3.3. Сравнительные преимущества как ориентир для специализации
Если принять во внимание различия в соотношениях издержек, возникает вопрос: существует ли какое-либо правило или принцип, с помощью которого можно определить, по каким продуктам следует развивать специализацию в США и Бразилии? Да, существует. Это принцип сравнительных преимуществ, гласящий, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. В соответствии с приведенным выше примером, Соединенные Штаты обладают сравнительным (стоимостным) преимуществом в производстве пшеницы и должны специализироваться именно на нем.. Бразилия обладает сравнительным преимуществом в производстве кофе, и поэтому ей следует специализироваться на нем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.