Рефераты. Процесс принятия решений. Интуитивная и рациональная технология принятия решений

На рисунке проиллюстрированы три варианта обстоятельств, с которыми может столкнуться руководитель, оценивая затраты и выгоду от дополнительной информации.


По варианту «А» выгода от каждой дополнительной единицы информации равна затратам на ее получение. В той мере, в какой руководство готово платить за получение дополнительной информации,  оно будет иметь дополнитсльную выгоду. Однако ограничения временных и интеллектуальных возможностей менеджера в плане усвоения и использования все большего количества информации должны, в конечном счете, сделать покупку дополнительной информации экономически нецелесообразной.

По варианту «В» расходы на получение дополнительной информации перекрыва­ются выгодами до определенной точки. За нею руководству не следует стремиться к получению дополнительной информации, поскольку даже при улучшении решения с ее помощью расходы превысят выгоду.

По варианту «С» выгоды от получения дополнительной информации, очевидно, превосходят затраты на нее. В такой ситуации получение дополнительной информации желательно. Тем не менее, и в этом случае временные и интеллектуальные ограничения должны, в конечном счете, резко снизить пользу от приобретения информации.

Поведенческие  органичения.

На принятие решений влияют многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации,  . Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме.

Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекра­щать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяже­нии долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом, менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект. Установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.

Негативные последствия.

Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. К примеру, решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одно временно привести к увольнению лояльных рабочих. Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. 

Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходится выносить субьективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации (нарушение закона или этических норм).

Взаимозависимость решений.

В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом — на отделах сбыта и маркетинга.

Способность видеть, как взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти.


2.Объясните сущность программно-целевой структуры управления:

а) начертить схему программно-целевой структуры управления;

б) раскрыть преимущества и недостатки программно-целевой структуры управления;

в) обосновать, когда использование программно-целевой структуры управления целесообразно.


Организационная структура управления — это внутреннее строение любой производственно — хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.  Организационная структура управления- одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Организационная структура управления является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем организационная структура управления является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения организационной структуры управления затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. Вместе с тем история развития менеджмента в ХХ веке показывает, что консерватизм этот достаточно относителен. В ХХ веке организационная структура управления претерпела значительную эволюцию. Анализ эволюции организационная структура управления  предусматривает определенную типизацию.

Механистическая (бюрократическая) структура выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму.

Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Конечно такая классификация достаточно условна. В больших организациях многоуровневые организационные структуры управления дифференцируются одновременно по нескольким признакам.

В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком — другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется по два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации.

  Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с  другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать.

Одной из самых главных проблем организационных структур управления постепенно становилась проблема гибкости. Эту проблему пытались решить, создавая новые варианты комбинированных структур путем внедрения в основной костяк (например, линейно-функциональной) структуры новых элементов, что вызвало к жизни новые организационные стуктуры, такие как с временными (создаваемыми на срок) органами, с комитетами, управление по проекту (продукту, объекту), матричные структуры и т.д. Все эти варианты организационных структур получили общее название программно-целевых структур. При этом роль и место руководителя программы меняется в зависимости от условий, в которых осуществляется управление. Необходимо отметить сущностное отличие организационных структур управления программно-целевого типа от структур механистического типа, состоящее в том, что в основе, например, линейно-функциональной, лежит комплексное управление объективно складывающимися подсистемами, в то время как программно-целевые структуры базируются на комплексном управлении всей системой в целом, как единым объектом, ориентированным на определенную цель.

Схема программно-целевой структуры

 


Сравнительная характеристика систем управления.


Традиционная иерархическая линейно-функциональная структура.

Современная система управления на примере программно-целевой структуры.

 

1. Наличие собственных целей у подразделений.

 

Отсутствуют, т к спускаются сверху

Имеются: максимизация прибыли, через разработку или адаптацию самых передовых в мире методов и средств выполнения своей работы

 

2. Содержание деятельности подразделений.

 

План любой ценой.

Скрупулёзное выполнение принятых на себя договорных обязательств.

 

3. Принципы формирования коллектива.

 

Под функциональные "клетки" в структуре подбираются люди

Структура и функции подгоняются (корректируются) под конкретных людей

 

4. Цели функционирования структуры

 

Самосохранение и рост за счет организации новых подразделений под каждую новую функцию При этом любой начальник стремится стать начальником более высокого ранга

Самореализация людей внутри структуры в результате ротации по-горизонтали и по-вертикали Стремление структуры оставить в своем составе только конкурентоспособные подразделения.

 

5. Принципы функционирвоания

 

На основе спущенных сверху планов по объемным показателям и текущих распоряжений вышестоящих начальников

Приказы и распоряжения выполняются на 15 -20% в виду несоответствия реальности объемов предусмотренных ими работ, незаинтересованности исполнителей

На основе согласованных по – горизонтали планов и графиков выполнения, заключенных договоров (с предусмотренным возмещением потерь прибыли партнеров при нарушении договорных обязательств).


 

Положения по службам и должностные инструкции носят чисто формальный характер.

На основе четкого выполнения постоянно корректируемых положений и должностных  инструкций

 

На принципе тайны информации основания принятых решений не доводятся до подчиненных

Подчиненные имеют доступ к информации (кроме закрытой) и участвуют в принятии решений.

 

Истинное положение на предприятии не доводится до сведения трудового коллектива


Гласность Истинное положение предприятия доводится до сведения трудового коллектива для обоснования принимаемых руководством решений.

 

В случае существенных отклонений от показателей нормального функционирования в высшем руководстве начинается длительное перекладывание ответственности друг на друга Реакция на изменение внешней ситуации затягивается на недопустимые сроки годы и десятилетия.

Вследствие четкого разделения функций, прав и ответственности, закрепления обязательств в договорах, причины отклонений фиксируются на ранней стадии Достигается гибкость реагирования структуры на изменение внешней и внутренней ситуации.

6. Принципы продвижения по служебной лестнице.

Выполнение текущих распоряжений начальства Личная преданность.

Разработка и реализация на высоком уровне профессиональных программ.

7.Принципы оплаты труда

За объём выполненной работы (за отчет)

За полученный результат.

8. Размер оплаты труда

Зависит от положения в иерархии.

Зависит от реально полученного результата на любом рабочем месте (уровне иерархии).

9. Формирование фонда оплаты труда подразделений.

Лимит, назначенный сверху и никак не связанный с результатами работы конкретных подразделении и людей.

Формируется на основе конкретных критериев и показателей, полученных результатов, по согласованному и утвержденному алгоритму.

10.Способы принятия решений.

Авторитарный (делай, как тебе велят).

Демократический или консенсусный.

11-Планирование работ

План в виде мероприятий, описывающих последовательность и ход работ Указываются валовые показатели

План в виде задач, сформулированных как результат, который необходимо получить в течение планового периода Указываются критерии и показатели решения каждой задачи.

12. Возможности работы специалистов по-горизонтали.

Очень ограничены Любые, даже мелкие вопросы, решаются через начальников

Являются основой качественного выполнения работы за счет комплексного подхода к решению задач каждым из участников работы по-горизонтали.

13. Возможности привлечения к работе сторонних организаций и специалистов.

Очень ограничены, только по решению вышестоящего начальника.

Ограничены только фондом оплаты труда и частью прибыли, остающейся в распоряжении подразделения

14. Возможности получения заказов со стороны.

Очень ограничены, только по решению вышестоящего начальника.

Ограничены только объёмом работ по заключённым договорам.

15. Конкуренция

Конкуренция между начальниками за выгодные функции независимо от реальных возможностей их реализации.

Конкуренция между подразделениями за получение внешних и внутренних заказов, за более высокую норму прибыли.


Современными модификациями программно-целевых организацитонных систем  являются венчурные и инновационные. Крупные фирмы интегрируют такие структуры в свой менеджмент. Это наиболее перспективный путь мобильного реагирования на быстро меняющиеся условия рынка. Принципы построения и действия венчурного отдела в фирме те же, что и в самостоятельном венчурном предприятии. Венчурные (инновационные) структуры в крупных фирмах имеют несколько разновидностей в зависимости от ряда факторов:

          – значимости разрабатываемых проектов;

–        их целевой направленности и сложности;

–        от степени формализации и самостоятельности деятельности.

Структура не является самообеспечивающимся, самодостаточным, самоорганизуемым элементом, она есть производное от первых элементов цепи "миссия – структуры", ее инструментарий, база для исполнительных элементов. Т.о. организация представляет собой совокупность элементов, объединенных для достижения целей и выполнения миссии, обладающая определенной степенью замкнутости и взаимодействия с внешним окружением и внутренней средой. Выработка программы начинается с постановки глобальной цели и выработки дерева целей (5-7 уровней). Следующим этапом определяются необходимые и имеющиеся ресурсы путем суммирования ресурсов нижестоящих уровней. И в заключении организовывается работа предприятия путем согласования всех элементов в единую систему.

Такая система (структура) работает до тех пор, пока существует программа, пока не достигнута цель. А затем эта структура преобразовывается для выполнения новых задач.



Использованная литература.


1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело, 2000-704 c.

2.Менеджмент: Учебник./ Орлов А.И. М.: Знание, 1999.

3.Курс лекций по менеджменту: Учебное пособие./ Кокорев В.П. Барнаул, 1997.

4.Основы менеджмента: Учеб. пособие; Коллектив авторов / Отв. ред. Г. Е. Баженов. –Новосибирск: НГТУ, 1998


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.