При этом возможны два подхода: эвристический - основанный на приблизительном прогнозе динамики каждого вида активов и анализе структуры портфеля, и статистический - основанный на построении распределения вероятности доходности каждого инструмента в отдельности и всего портфеля в целом.
Второй подход практически решает проблему прогнозирования и формализации понятий риска и доходности, однако степень реалистичности прогноза и вероятность ошибки при составлении вероятностного распределения находятся в сильной зависимости от статистической полноты информации, а также подверженности рынка влиянию изменения макропараметров.
При формировании портфеля возможны три основные формулировки задачи оптимизации:
· целевая функция - доходность (остальное - в ограничениях);
· целевая функция - надежность (остальное - в ограничениях);
· двухмерная оптимизация по параметрам "надежность-доходность" с последующим исследованием оптимального множества решений.
Зачастую бывает, что небольшим уменьшением значения одного критерия можно пожертвовать ради значительного увеличения значения другого (при одномерной оптимизации такого рода возможности отсутствуют). Естественно, что многомерная оптимизация требует применения более сложного математического аппарата, но проблема выбора математических методов решения оптимизационных задач - это тема особого разговора.
Проблема постановки задачи управления портфелем
Следующий уровень в модифицировании базовых моделей возникает при переходе от статических задач (формирование портфеля) к динамическим (управление портфелем).
Разумно полагать, что в течение заранее оговоренного промежутка времени (срока действия договора) клиент не может изменить инвестиционные приоритеты. Однако возможность уточнения прогноза по ходу реализации задачи вносит в нее определенный динамизм. Кроме того, срок окончательных расчетов может быть однозначно не определен, и тогда с позиций статистического подхода мы имеем дело со случайным процессом.
2. Регулирование фондовых рынков мира
Понятие фонда имеет несколько значений:
ü денежные и материальные средства, предназначение для каких-либо целей, имеющих определённое назначение;
ü юридически зарегистрированное или незарегистрированное объединение инвесторов в целях осуществления совместных инвестиций.
Фондовый рынок – составная часть финансового рынка (ФР в узком понимании) – организованный рынок ценных бумаг. Это рынок реально существующего капитала (денежного и ссудного) и на макроуровне является регулятором стихийно протекающих в национальном хозяйстве экономических процессов.
Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка специфическим характером своего товара. Ценная бумага – товар особого рода: одновременно и титул собственности, и право на получение доходов. Данный товар, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это вызвано тем, что ценная бумага имеет свой номинал, но выражает часть реального капитала, вложенного в промышленное или иное производство.
Фондовые ценные бумаги – это бумаги с плавающим (колеблющимся) курсом, являются инструментами образования денежных фондов (накопления капитала). Они подразделяются на основные и производные. К основным относят акции и облигации, а к производным – опционы, варранты, фьючерсы (они подтверждают право купли-продажи ценных бумаг, но не являются таковыми). Имеют хождение иные разновидности ценных бумаг: сберегательные (депозитарные) сертификаты, а также коммерческие: вексели, коносаменты, аккредитивы, чеки и др.
Фондовый рынок является объектом управления со стороны государства. Воздействия – прямые и косвенные меры.
Прямое вмешательство – весь комплекс законотворческой деятельности органов представительной и исполнительной государственных властей по данному вопросу (наличие пакета законов, регулирующих деятельность участников рынка ценных бумаг).
Меры косвенного воздействия:
· контроль за денежной массой, находящейся в обращении, и объёмом кредитных ресурсов с помощью учётной ставки банковского процента, нормативов обязательного резервирования, устанавливаемых коммерческим банкам и др.;
· налоговая политика, относящаяся к налогообложению операций с ценными бумагами (налог на доход от капитала);
· гарантии правительства РФ по депозитам, кредитам и займам частному сектору;
· внешнеэкономическая политика (развитие или свёртывание контактов с отдельной страной);
· выход государства на фондовый рынок путём эмиссии федеральных и субфедеральных долговых обязательств и др.
Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг, включая услуги по размещению, купле и продаже финансовых инструментов, осуществляется профессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и её региональными комиссиями.
Объектами регулирования на фондовом рынке РФ являются следующие виды деятельности.
· Брокерская – выражается в совершении гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договора комиссии или поручения, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
· Дилерская – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен купли и продажи ценных бумаг с обязательством купли и продажи их по объявленным ценам.
По управлению ценными бумагами в течение срока доверительного управления.
Депозитарная – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учёту и переходу прав на них.
По ведению реестра владельца ценных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных (держатели реестра или регистраторы).
По определению взаимных обязательств (клиринг) – сбор, сверка, корректировка информации по операциям с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним, зачёт по поставкам ценных бумаг и расчёты по ним.
По организации торговли ценными бумагами – предоставление услуг, которые способствуют заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками фондового рынка (осуществляется на фондовых, товарных и валютных биржах).
Фондовая биржа – организатор торговли, не совмещающий деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными видами деятельности (кроме депозитарной и клиринговой). Фондовая биржа не определяет цены на финансовые активы, она их только констатирует, объективно способствуя их формированию. Фондовая биржа не может устанавливать размеры вознаграждения, которые получают её члены за совершение сделок с ценными бумагами.
Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект.
Действенные меры по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были предприняты в начале марта 2004 года в рамках радикальной административной реформы указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этим документом была ликвидирована ФКЦБ РФ, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому регулятору были переданы также некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. От Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.
В развитие Указа № 314 Правительство России приняло Постановление № 206 от 9 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», окончательно определившее структуру и статус нового регулятора российского финансового рынка.
Согласно Постановлению, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении правительства РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральной службе по финансовым рынкам передаются территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет: государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг; обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
Кроме того, в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам входят обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство предложений о его совершенствовании, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Особое положение ФСФР в системе органов государственной власти обуславливается прямым подчинением премьер-министру РФ, тогда как другие федеральные службы подчиняются министерствам. Согласно п. 5 Постановления 206, ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов, и единственный вариант возможности нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Возникает противоречие с Законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Это положение вытекает из необходимости оперативно реагировать на изменения ситуации на фондовом рынке в целях сохранения стабильности финансовой системы страны в целом. В данных условиях представляется необходимым предусмотреть совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5