Рефераты. Проблемы Федерального казначейства

Кроме этого, произошли также изменения в обработке поступлений. В частности, допол­нены основания, по которым платежи относят на невыясненные поступления. Это: отсутствие полномочий по администрированию (отсутствуют закрепленные в установленном порядке источники доходов) и не открыт лицевой счет, предназначен­ный для учета операций по администрированию доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета).

Если администратор доходов бюджета своевременно не представил в орган Федерального казначейства по месту своего об­служивания документы для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета, то администрируемые им поступления будут отнесены к невыясненным поступлениям соответствующего бюджета.

Еще одним нововведением является то, что в соответствии со ст. 40 и 41 БК РФ субсидии и субвенции являются источниками формирования доходов бюджетов и, соответственно, с 2009г. под­лежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

Еще одно новое требование — это требование по коду ОКАТО. Если речь идет о средствах, ко­торые в полном объеме зачисляются в федераль­ный бюджет (или) в бюджет субъекта Российской Федерации, то отсутствие кода ОКАТО не должно приводить к отнесению таких платежей на невыяс­ненные поступления. В данном случае отсутствие кода ОКАТО не мешает отразить их в доходах со­ответствующего бюджета. В отношении платежей, подлежащих полностью или частично зачислению в местные бюджеты, — отсутствие кода ОКАТО является основанием для отнесения такого платежа к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.

Несколько изменилась процедура по выясне­нию поступлений, отнесенных органами Федераль­ного казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.

Приказом № 8н установлена форма документа «Запрос на выяснение принадлежности поступ­ления». Данный Запрос формируется органами Федерального казначейства и направляется предполагаемым администраторам доходов бюджетов только по невыясненным поступлениям, зачисляе­мым в федеральный бюджет. В отношении невыяс­ненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в данном случае ничего не изменилось. Запрос направляется вне зависимости от принадлежности администратора доходов к тому или иному бюджету. После того, как предпо­лагаемый администратор доходов бюджета получает такой запрос с приложением документов, то для уточнения такого платежа формирует и направляет в орган Федераль­ного казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности поступлений. После чего операция по уточнению платежа отражается на лицевом счете данного администратора доходов бюджета. И уже по результатам об­работки всех документов администратору доходов бюджета направ­ляется выписка из лицевого счета.

Если в 2008 г. органы Федерального казначейства направляли администраторам доходов бюджетов Выписку из сводного реестра поступлений и выбы­тий, куда включались также невыясненные поступле­ния, зачисляемые в федеральный бюджет, то с 2009 г администратор доходов бюджета  получает Выписку из лицевого счета, в которой будут отражены операции по поступлению, возврату, уточнению администрируемых им доходов. Невыясненные поступления, зачисляемые в феде­ральный бюджет, предполагаемому администратору доходов бюджета направляются отдельно в виде Запроса на выяснение принадлежности поступлений.

Изменился раздел по взаимодейс­твию с администраторами доходов бюджета. Одним из нововведений является то, что теперь органы Федерального казначейства не заключают согла­шения с администраторами доходов бюджета об информационном взаимодействии. Взаимодействие органов Федерального казначейства с администрато­рами доходов бюджета регламентируется приказами № 92н и № 7н. В связи с чем все ранее заключенные соглашения с 2009г. не применяются. Вместе с тем, данная норма не распространяется на соглашения (договоры) об обмене электронными документами.

В частности, приказом № 7н регламентируется предоставление информации по лицевым счетам администраторов доходов и первичных документов, а приказом № 92н предусмотрена для предостав­ления администратору доходов бюджета Справка о перечислении поступлений в бюджеты. Данная Справка направляется администратору доходов бюджета один раз в месяц. При этом если между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета установлен элект­ронный документооборот, то данная Справка по об­ращению администратора доходов бюджета может направляться хоть каждый день. То есть в приказе № 92н основной упор сделан на взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджета и финансовыми органами в электронном виде.

Кроме того, при наличии между органом Фе­дерального казначейства и администратором доходов бюджета элек­тронного взаимодействия помимо справки, органы Федерального казначейства могут предоставлять и ряд иных документов. Если главным администраторам доходов бюджета необходимы сводные данные по подведомственным администраторам доходов бюджета, то по обращению главного адми­нистратора доходов бюджета орган Федерального казначейства может направлять Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета. Данные сводные сведения формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и кодов ОКАТО. Данные сводные сведения предоставляются только при наличии электронного документооборота и обращения главного администратора доходов бюджета. Если речь идет о бумажном документообороте, такие данные, естественно, не предоставляются. Сводные сведения формируются на определенную дату, поэтому для составления той или иной отчетности они могут быть полезны, в частности, главным администраторам до­ходов бюджета. Насколько это удобно, пока сложно го­ворить, поскольку пока это абсолютно новая форма.

В отношении старых форм, например Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий, то в соответствии с приказом № 92н данная Выписка может предоставляться администратору доходов бюджета в качест­ве оперативной информации — после обработки органом Федерального казначейства банковской выписки по счету 40101. Учитывая, что Выписка из лицевого счета предоставляется администрато­ру доходов бюджета после завершения всех операций — либо в тот же день, но вечером, либо на следующий рабочий день, то для получения оперативной информации о поступлении платежей администратор доходов бюджета может получать Выписку из сводного реестра по своим администрируемым доходам. При этом следует обратить внимание, что данная Выписка может предоставляться администратору доходов бюджета только при на­личии электронного взаимодействия и, соответс­твенно, письменного обращения администратора доходов бюджета. Все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям) отражаются на лицевом счете, и уже после их завершения органом Федерального каз­начейства будет формироваться и направляться администратору доходов бюджета Выписка из лицевого счета.

В выписке из лицевого счета сосредото­чены все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям). Кроме того, к данной вы­писке прилагаются все первичные документы, в том числе и документы администратора доходов бюджета. Выписка из лицевого счета состоит из нескольких разделов. В первом разделе отражаются исполненные (прове­денные) операции — зачисленные на счет платежи, исполненные операции по возврату, зачету (уточ­нению), в том числе частично исполненные. Доку­менты, которые еще не исполнены или частично не исполнены, отражаются во втором разделе. Естес­твенно, любой администратор доходов бюджета может осуществлять контроль за исполнением направленных им в орган Федерального казначейства документов.

В отношении открытия и ведения лицевых сче­тов администраторов доходов бюджета, администра­тору доходов открывается только один лицевой счет — с кодом лицевого счета 04 — лицевой счет адми­нистратора доходов бюджета. При этом в рамках 04 лицевого счета у администратора доходов бюджета может быть открыто несколько лицевых счетов.

Лицевой счет администратора доходов бюдже­та открывается в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей, а также наличия прав требования к плательщикам публично-право­выми образованиями Российской Федерации — «1», органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации — «2», органами местного самоуправления — «3», органами управления го­сударственных внебюджетных фондов Российской Федерации — «4», органами управления территори­альным государственным внебюджетным фондом «5», за исключением лицевого счета, открываемого управлениям ФНС России.

Управлению ФНС России открывается один лицевой счет администратора доходов бюджета с кодом бюджета «1» — федеральный бюджет. При этом Управлением ведется учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в разрезе инспекций ФНС России, лицевые счета которым не открываются.

Таким образом, администратору доходов бюдже­та, за исключением Управления ФНС России, может быть открыто несколько лицевых счетов админис­тратора доходов бюджета, в зависимости от права установления размера платежа, а также наличия прав требования к плательщикам, вне зависимости оттого, в какой бюджет подлежит зачислению платеж.

Что касается переданных федеральными ор­ганами государственной власти органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации полномочий по администрированию, то органу государственной власти субъекта Российской Фе­дерации по переданным полномочиям открывается отдельный лицевой счет администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета «1».

В части основных проблем, затрудняющих процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по доходам в УФК по , в настоящее время можно выделить следующие:

1. Отсутствие законодательно установленных нормативов распределения некоторых видов неналоговых доходов между краевым и местными бюджетами, что приводит к невозможности распределения поступивших доходов.

2. Отсутствие законодательно утвержденных администраторов доходов бюджетов некоторых муниципальных образований,  а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за  администраторами доходов некоторых местных бюджетов. В результате в случае поступления невыясненных поступлений по данным кодам бюджетной классификации, указанные поступления не могут быть уточнены, так как отсутствует соответствующий администратор доходов бюджета, который должен проводить работу по уточнению невыясненных поступлений.

3. Институт администрирования доходов появился в нашей практике достаточно недавно, и до сих пор процесс появления новых администраторов доходов бюджетов не завершён. При этом каждый новый администратор доходов бюджетов, получающий соответствующие полномочия, нуждается в соответствующем документарном оформлении (оформление дела Клиента в органе Федерального казначейства, открытие лицевых счетов, и т. д). Зачастую новые администраторы доходов бюджетов не знают как именно они должны выполнять свои полномочия. Также всем плательщикам, перечисляющим средства в доход бюджетов по кодам бюджетной классификации, по которым образован новый администратор доходов бюджета, должны быть сообщены соответствующие реквизиты, что является обязанностью именно администратора доходов бюджета. Для выполнения всех вышеперечисленных действий необходимо достаточно длительное время, а до тех пор пока все мероприятия не будут выполнены (не открыт счёт администратору доходов бюджета, плательщики не оповещены об изменении реквизитов и т.д), все неверно оформленные поступления будут классифицироваться УФК по  как невыясненные поступления.

4. Неверное оформление плательщиками платежных документов на перечисление средств в доход бюджетов (указание неправильных реквизитов). Что приводит к зачислению данных поступлений как невыясненных, а значит и к дополнительной работе по их выяснению. Нередко также неверно оформленные документы просто теряются.

5. Нарушение финансовыми органами положений бюджетного законодательства в части зачисления доходов, полученных бюджетными учреждениями, от приносящей доход деятельности, на балансовый счёт № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

Проанализировав перечисленные проблемы, можно сделать вывод, что большая часть из них возникает в силу неготовности администраторов доходов бюджетов качественно и своевременно исполнять свои функции. УФК по  для решения указанных проблем зачастую вынужденно детально разъяснять администраторам доходов бюджетов какие именно последовательные процедуры должны быть соблюдены для организации процесса своевременного зачисления, учёта и распределения поступлений, что, в общем-то, не является функцией Федерального казначейства.

Говоря о перспективах развития казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам мы остановимся на совершенствовании взаимодействия между органами Федерального казначейства (УФК по  в частности) и администраторами поступлений. В связи с тем, что в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством сроки зачисления платежей (особенно налоговых платежей) а также сроки осуществления возвратов излишне уп­лаченных сумм жёстко заданы, и в случае их нарушения налагаются соответствующие штрафные санкции, вопрос своевременного доведения необходимых документов администраторами поступлений органам Федерального казначейства и наоборот стоит достаточно остро. Для минимизации сроков обмена документами Федеральное казначейство развивает систему электронного документооборота, в рамках которой обмен документами между органами Федерального казначейства и администраторами поступлений производится в электронном виде с применением электронных цифровых подписей. Задача внедрения данной системы впервые была поставлена в 2005 году и с тех пор присутствует в перечне основных задач Федерального казначейства на соответствующий год (в том числе и на 2009 год) [17]

Начиная с 2006 года УФК по  ведёт активная работа по внедрению электронного документооборота с администраторами поступлений , для чего в УФК по  и у администраторов поступлений устанавливается система электронного документооборота Федерального казначейства (далее – СЭД). СЭД представляет собой автоматизированную систему, предназначенную для защищённой доставки электронных документов, обеспечивающих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (как по доходам так и по расходам), между органом Федерального казначействам и другими участниками бюджетного процесса. СЭД позволяет автоматизировать процесс обмена бюджетными данными между ними, повысить его скорость и прозрачность. В своей основе СЭД является транспортной системой, являющейся связующим звеном между информационной системой участника бюджетного процесса и информационной системой органа Федерального казначейства. Обмен электронными документами между данными тремя информационными системами производится при помощи импорта/экспорта файлов электронных документов, которые оформляются в соответствии с утверждаемыми Федеральным казначейством требованиями к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса (далее – Требования). Таким образом при наличии у администратора поступлений соответствующей внутренней информационной системы, в которой он может вести учёт и собственно администрирование поступлений и СЭД, обмен между администратором поступлений и УФК по  ведётся полностью в электронном виде, что позволяет существенно ускорить процесс администрирования доходов, особенно – процесс уточнения платежей.

В случае, если между администратором доходов бюджета  и органом Федерального казначейства установлен электронный документооборот, значительно расширяется перечень документов, которые орган Федерального казначейства направляет администратору доходов бюджета. В частности, приказом № 92н предусмотрена для предостав­ления администратору доходов бюджета Справка о перечислении поступлений в бюджеты. При отсутствии электронного документооборота данная Справка направляется администратору один раз в месяц. Если между органом Федерального казначейства и администратором установлен элект­ронный документооборот, то данная Справка по об­ращению администратора может направляться хоть каждый день. Кроме того, если главным администраторам необходимы сводные данные по подведомственным администраторам, то по обращению главного адми­нистратора при наличии электронного документооборота орган Федерального казначейства может направлять Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета. Также при наличии электронного документооборота и соответствующего письменного запроса администратора, ему может предоставляться выписка из сводного реестра поступлений и выбытий.

Кроме обмена бюджетными данными в формализованном виде СЭД позволяет также доводить до администраторов поступлений нормативно-справочную информацию (справочники банков, КБК, справочник лицевых счетов и т.д), а также, в случае необходимости, обмениваться сообщениями в произвольном, неструктурированном формате. Легитимность электронному документообороту посредством СЭД обеспечивает использование в СЭД ЭЦП в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Федеральным казначейством создана вся необходимая сопутствующая инфраструктура: создана система ведомственных удостоверяющих центров Федерального казначейства, разработан типовой договор обмена документами в электронном виде, учитывающий все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, признаётся равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.