Рефераты. Приватизация: западный опыт

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.


3.3. Приватизация в Испании

 

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет[15].

К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании – практически вся металлургия, угледобывающие шахты, электроэнергетика, нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие судоверфи, телефонная связь. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90 % стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь[16].

К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум»[17].

Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА»[18].

С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.


Заключение

 

Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Существует две функции приватизации:

1) она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований;

2) она должна стать инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:

- многообразие форм приватизации;

- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;

- использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.

Существует две основные модели приватизации: платная и бесплатная. При бесплатной приватизации население получает приватизационные чеки – «ваучеры». При платной приватизации государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.

Приватизация во Франции

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

Приватизация в Германии

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

Приватизация в Испании

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.


Список использованной литературы:

 

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997

2. Германия – деловой партнер. – Бонн: 1997

3. Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997

4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997

5. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – С.-П.: 1999

6. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995

7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998

8. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 1997

9. Патапов А. А. Обеспечение кредитов и инвестиций в ФРГ// Бизнес и банки – № 5 за 1995

10. Петровская А. С. Прямые зарубежные инвестиции в Германии// Человек и Экономика – № 4 за 1996

11. Радюк А. В. Государственное регулирование экономики: как это делается в ФРГ// НЭГ № 33 за 1994

12. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995

13. http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm

14. http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm

15. http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html

16. http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml

17. http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm


[1] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82

[2] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57

[3] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85

[4] Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995, стр. 245

[5] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 327

[6] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340

[7] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 345

[8] Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995, стр. 2

[9] Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – С.-П.: 1999, стр. 78

[10] http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm

[11] http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm

[12] http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html

[13] Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 5

[14] Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 6

[15] Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – С.-П.: 1999, стр. 96

[16] http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml

[17] Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – С.-П.: 1999, стр. 101

[18] http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.