Рефераты. Прибыль предприятия и её роль в современных условиях

Рис. 1.1 Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики.


Теперь рассмотрим составляющие подробно:

1.     Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

2.     Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть гос. бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия.

3.     Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности ) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием.

4.     Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышение конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5.     Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов.

6.     Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты различных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль появляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала.

7.     Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособ-ность), повышена доля собственного капитала (финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.    [1. стр9]

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, можно также упомянуть о следующих типах прибыли:

1.     Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска .

2.     Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию, создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в итоге приводит к естественному формиро-ванию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

3.     Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности, в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания. Рост объема такой деятельности является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов, как государства, так и предпринимателей. Кроме того, эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, источником реального прироста чистого национального дохода.

Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает.

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направле-ний деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблен-ными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.        [2. стр56]


1.3    Содержание прибыли

В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности. Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано.

Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно – коммерческая или торговая деятельность, которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной и финансовой деятельностью. Вместе с тем, инвестиционная деятельность является основной для инвестиционных компаний, инвестиционных фондов и других инвестиционных институтов, а финансовая деятельность является основной для банков и других финансовых институтов. Операционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями, определяющими характер формирования прибыли:

1. Она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования.

Основной объем формируемых активов, основная численность персонала предприятия обслуживает эту деятельность. Соответственно прибыль от операционной деятельности при нормальных условиях функционирования предприятия занимает наибольший удельный вес в общем объеме прибыли предприятия.

2. Операционная деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности.

Поэтому развитие любых иных видов деятельности не должно вступать в противоречие с развитием операционной деятельности, а только поддерживать ее. Соответственно и прибыль от инвестиционной, финансовой и других видов деятельности не должна формироваться в ущерб формированию прибыли от операционной деятельности.

3. Интенсивность развития операционной деятельности является основным параметром оценки отдельных стадий жизненного цикла предприятия.

Соответственно возможности формирования операционной прибыли на разных стадиях жизненного цикла предприятия определяют цели и задачи не только политики управления прибылью, но и направленность общей стратегии развития предприятия.

4. Хозяйственные операции, входящие в состав операционной деятельности предприятия, носят регулярный характер.

5. Операционная деятельность предприятия ориентирована в основном на товарный рынок, в то время как финансовая и инвестиционная его деятельность осуществляются преимущественно на финансовом рынке.

6. Осуществление операционной деятельности связано с капиталом, уже инвестированным в нее, в то время как предстоящее инвестирование капитала является предметом инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Инвестированный в операционную деятельность капитал принимает форму операционных активов предприятия. Поэтому один из важных факторов успешного формирования операционной прибыли является эффективное управление операционными активами предприятия.

7. В процессе операционной деятельности потребляется значительный объем живого труда, в отличие от инвестиционной и финансовой деятельности, где затраты этого труда несущественны. Соответственно и способность предприятия генерировать операционную прибыль в значительной степени зависит от достаточности используемых трудовых ресурсов, профессионального и квалификационного состава персонала и т. п.

Рассмотренные особенности формирования операционной прибыли связанные со спецификой осуществления операционной деятельности предприятия, требуют всестороннего учета в процессе управления ею.

Операционная деятельность предприятия состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов, характер которых определяется отраслевыми особенностями. Рассматривая особенность осуществления операционной деятельности предприятий основных отраслей деятельности, следует выявить их роль в формировании операционной прибыли. Как на предприятиях промышленности так и на предприятиях торговли первые два этапа осуществления операционной деятельности связаны исключительно с формированием затрат. Это предопределяет и формирование конкретных типов центров ответственности предприятия в процессе осуществления операционной деятельности:

-         на базе структурных подразделений, осуществляющих первые два этапа операционной деятельности, должны формироваться центры затрат;

-         на базе структурных подразделений, осуществляющих заключительный этап операционной деятельности, должны формироваться в основном центры дохода (хотя отдельные из таких подразделений, например, отдел рекламы или отдел изучения спроса, могут служить базой формирования центров затрат);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.