Рефераты. Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий. Планирование и направления использова...

•        плата за воду, забираемую сверх установленных норм;

•        отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование./18/
























3.1  Формирование прибыли

Формирование прибыли (убытка) в производстве, торговле и сфере услуг наиболее полно и ясно отражено в нижеприведенной схеме.

      Производство и сфера услуг                                                Торговля

Выручка от  реализации продукции

(без косвенных налогов)

 

Товарооборот

 
 



                                                                                       


 





 


          В бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических лиц, по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ, в размере:

ü     В федеральный бюджет 11%;

ü     В бюджеты субъектов РФ 27% и 19%;

ü     В местные бюджеты 5%./18/

С 1 января 2002 года ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24%.

3.2  Государство – собственник ГМУП

Государственный сектор необходимо рассматривать как своеобразный «локомотив» национальной экономики. Посредством управления раз­витием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики. Важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное предпринимательство. Речь идет о рациональном распоряжении государственным имуществом в целях содействия достижению поставленных общеэкономических задач. План развития государственного сектора — составная часть ком­плексного плана (программы) развития национальной экономики, от­ражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер, его показатели обязательны для подве­домственных предприятий. Государственный сектор в российских условиях представлен предприятиями следующих организационно-правовых форм:

•        государственное унитарное предприятие;

•        акционерное общество со 100%-ным закреплением акций за государством;

•        акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций;

•        акционерные общества с пакетом государственных акций, позво­ляющим оказывать существенное влияние на управление./12/

Прибыль хозрасчетных предприятий и организаций образуется в сфере материального производства, которое в нашей стране базиру­ется на различных формах собственности: государственной, коллек­тивной и собственности граждан. Прибыль является одной из экономических форм чистого дохода общества. Чистый доход, созданный в государственном секторе, пол­ностью принадлежит государству, и оно вправе распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом возможны различные варианты дальнейшего его использования:

1)       централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;

2)                 оставление всего дохода в распоряжении предприятий;

3)                 централизация части чистого дохода.

Частичная централизация может происходить путем проведения отчислений в бюджет от всей суммы чистого дохода либо путем выделения нескольких форм, которым придается целевое назначение. Метод частичной централизации чистого дохода на основе установле­ния различных его форм (налог на прибыль, отчис­ления на социальное страхование) принят в нашей стране. Выбор методов распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В условиях са­мофинансирования предприятия и хозяйственные организации долж­ны иметь источники покрытия своих затрат по расширенному воспро­изводству и социальному развитию коллективов. В качестве такого источника выступает часть чистого дохода — прибыль предприятий и организаций. Вторая часть чистого дохода в форме налога с оборо­та централизуется государством, третья — отчисления на социальное страхование—также используется централизованно. Для того чтобы развиваться, любое общество должно потреблять меньше, чем создавать. Для расширенного воспроизводства необходи­мы накопления, источником которых является прибыль. Отсюда вы­текает ее стимулирующая роль, которая реализуется в ходе как фор­мирования, так и распределения прибыли. В процессе формирования прибыли, предприятия и организации объективно заинтересованы в росте накоплений за счет увеличения объемов производства и сни­жения уровня себестоимости продукции. Таким образом, получение при­были стимулирует решение важнейших и первоочередных задач — роста объемов производства в целях всестороннего удовлетворения производственных и личных потребностей и снижения уровня общест­венно необходимых издержек производства и реализации продукции. Обеспечить стимулирующее влияние прибыли на производство призвана система ее распределения. Она должна установить опти­мальные для данного периода развития общества пропорции распре­деления прибыли между бюджетом и предприятиями, внутри пред­приятий (на различные цели). Основополагающими при этом явля­ются пропорции между централизованным и децентрализованным использованием прибыли. Сумма полученной прибыли отражает количественные и качественные итоги работы предприятий и организаций. В связи с этим она может выступать одним из критериев их деятельности, давая обоб­щающую, синтетическую оценку итогов работы./9/

3.3  Отчисления на собственное развитие.

Большую роль в повышении эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установ­лению непосредственной зависимости между уровнем эффектив­ности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощ­рения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется го­сударством для экономического воздействия на работу предприя­тия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода. Во-первых, с ее помощью на предприятиях создается внутренний, собственный источник развития производства, за счет которого осуществляется как новое строительство, так и техническое перевооружение и ре­конструкция действующих предприятий. Во-вторых, система экономического стимулирования служит основой, для материального поощрения работников предприятий. Государство с помощью экономических рычагов воздействует на экономический интерес предприятия и личную материальную за­интересованность его работников в выполнении установленных количественных заданий и улучшении качественных показателей работы. Это достигается в процессе совершенствования системы оплаты труда, образования и использования фондов материального поощрения, а также посредством системы распределения прибы­ли, основанной на более полном использовании ее предприятием для расширения производства и удовлетворения социально-куль­турных потребностей коллектива. В современных условиях создается новая система экономического стимулирования, которая поставлена в прямую зависимость от конечных результатов деятельности предприятий. С учетом опыта, накопленного в области стимулирования различных отрас­лей промышленности, разработаны положения образования и рас­ходования фондов экономического стимулирования, направлен­ные на улучшение конечных результатов работы предприятий (объединений), усиление их заинтересованности в выполнении и перевыполнении намеченных плановых заданий. Современная система экономического стимулирования производства предусматривает создание у предприятий трех основных фондов: фонда развития производства, науки и техники, фонда со­циального развития, фонда материального поощрения либо фон­да потребления. Задача состоит в том, чтобы средства фондов использова­лись с высокой отдачей и их размеры на каждом предприятии были поставлены в прямую зависимость от достигнутых резуль­татов в деле повышения интенсификации производства произво­дительности труда, улучшения качества продукции, технического прогресса. Общие принципы формирования фондов экономического сти­мулирования в основном едины для всех отраслей промышленно­сти. При образовании фондов применяется система нормативов, предусматривающая установление частных нормативов на каждом отдельном предприятии по согласованию с советом трудового кол­лектива либо при его участии с учетом поставленных перед пред­приятием задач. Вместе с тем эти общие принципы формирования фондов не исключают различий в самом механизме экономического стиму­лирования. В практике применения этих принципов не должно до­пускаться шаблона, и при необходимости следует учитывать осо­бенности отдельных отраслей. Правила формирования поощри­тельных фондов и фонда развития производства отличаются друг от друга.

Фонд материального поощрения. Материальное поощрение относится к распределительной функ­ции финансов промышленных предприятий и оказывает огромное воздействие на развитие производства, снижение себестоимости, улучшение качества продукции, рост производительности труда, увеличение прибыли. Опыт хозяйствования убедительно подтвер­дил высокую эффективность научно обоснованного и рационально организованного материального поощрения. В последние годы проведены крупные мероприятия по улучшению системы материального поощрения. Основной формой материального стимулирования рабочих и служащих выступает зара­ботная плата; однако большая роль отводится фонду материаль­ного поощрения. Последовательное осуществление принципа рас­пределения по труду требует оценки трудового вклада не только с позиций индивидуальных результатов, но и учета производственных достижений всего коллектива. Для этого и создается фонд материального поощрения. Его особая экономическая природа за­ключается в том, что он не входит в издержки производства пред­приятия, а образуется из прибыли и поэтому находится в прямой зависимости от результатов хозяйствования коллектива в целом. В планах предприятий фонд материального поощрения обра­зуется по стабильным нормативам от плановой суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Нормативы формиро­вания фонда материального поощрения определяются от прибыли исходя из пропорции ее распределения в базовом году, заданий и расчетов плана как отношение суммы фонда к сумме прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В процессе исчисления норматива в сумму фонда материального поощрения базового года включаются премиальные фонды, источником образования которых являются прибыль и себестоимость продукции. Средства для обеспечения выплат всех перечисленных премий должны быть учтены в плановой прибыли по годам. Норматив образования фонда материального поощрения уста­навливается предприятием заблаговременно до начала составле­ния финансового плана. Предусматривается фонд материального поощрения в финансо­вом плане предприятий по кварталам и рассчитывается по утвержденным  нормативам от прибыли, остающейся в их распоряжении. Отчисления в фонд проводятся ежеквартально нарастающим итогом по утвержденным нормативам от фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Фонд материального поощрения может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения обязательств по постав­кам в соответствии с заключенными договорами и принятыми к исполнению заказами-нарядами. При полном выполнении договоров фонд материального поощрения, предусмотренный предприятием на соответствующий квартал, в котором обеспечено выполнение обязательств по поставкам и выполнение недопоставок за предыдущий период, увеличивается  на определенный процент. Указанное увеличение фонда материального поощрения сохраняется и в том случае, когда в каком-либо квартале проис­ходит досрочное выполнение плана и в связи с этим не выполняется план поставок в последующем квартале (но при условии выполнения плана поставок нарастающим итогом с начала года). В случае невыполнения предприятиями обязательств по по­ставкам в соответствии с заключенными договорами и приняты­ми к исполнению заказами-нарядами фонд материального поощ­рения, предусмотренный в финансовом плане на соответствующий квартал, уменьшается на определенную сумму за каждый процент недовложения. Высвободившиеся средства перечисляются в финансовый резерв предприятий. Средства фонда материального поощрения расходуются по специальной смете, проект которой вносится на обсуждение тру­дового коллектива предприятия и после его одобрения утверж­дается совместным решением администрации и профсоюзного ко­митета. Коллектив предприятия постоянно информируется адми­нистрацией и профсоюзным комитетом об исполнении указанной сметы. При составлении сметы расходования фонда материально­го поощрения рекомендуется учитывать необходимость поощре­ния работников за успешное решение задач по повышению эффек­тивности производства, технического уровня и качества выпускае­мой продукции, росту объемов производства и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.