Рефераты. Прибыль фирмы

•    фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

•  фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия);

•    резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов,  если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

Наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности. Поэтому важным является и умение правильно спланировать распределение прибыли.

Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа. На первом определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования:


а)  для финансирования развития материально-технической базы предприятия -авансирования основного капитала. Потребность в прибыли по этому направлению определяется на основе экспертной оценки потребности в модернизации оборудования с учетом других источников  финансирования, но не менее  10  % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (по действующему порядку распределения прибыли);

б) для финансирования прироста собственных оборотных фондов - авансирование собственного оборотного капитала. Расчет потребности в дополнительных оборотных средствах можно произвести методом технико-экономических расчетов или методом прямого счета на основании данных о наличии оборотных средств на начало планового периода, прогнозных темпов роста объема товарооборота, с учетом изменения участия собственных средств в оплате товаров и доли кредитуемого товарооборота в его общей величине. По действующему порядку на пополнение собственных оборотных средств должно быть направлено не менее 40 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

в)   для создания финансовых резервов. Потребность в финансовых резервах определяется двумя способами: или как определенный процент от чистой прибыли, оговоренный в учредительных документах, или исходя из потребности в финансах в связи с ростом и расширением деятельности предприятия.

г)  для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним. Потребность в этих ресурсах определяется договором и условиями получения и погашения этих кредитов;

д) для погашения прочих видов кредитных обязательств, предприятия (облигации) и уплата процентов по ним;

е)  использование прибыли для приобретения кредитных обязательств, акций других предприятий определяется в основном экспертным путем с учетом выбранных целевых установок в развитии предприятия (перелив капитала в другие виды экономики, расширение рынка сбыта и др.);

ж)  для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов и других   горизонтальных   структур,   членом   которых  является  данное  предприятие. Потребность в прибыли для этих целей определяется договором и уставом всех этих



структур, либо в процентах от полученной прибыли или объема товарооборота, либо в абсолютной сумме;

з) для обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости. Повышение материальной заинтересованности работников возможно путем внедрения принципа «участия» в прибыли;

и) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед государством;

к) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены учредительными документами). Экономической основой выплаты дивидендов по акциям и облигациям, кроме акций акционерного общества, по мнению многих специалистов, является то, что их владельцы выступают кредиторами предприятия и должны получить определенную часть прибыли в виде дивидендов, которая соответствует цене заемного капитала на рынке факторов производства (нижний предел) или равна дополнительной прибыли, полученной предприятием-заемщиком от использования дополнительного капитала в планируемом периоде пропорционально доле акционерного капитала в общем объеме используемых средств (верхний предел).


Большинство компаний (акционерных обществ) в виде дивидендов выплачивает относительно постоянную сумму прибыли. Она увеличивается только тогда, когда компания абсолютно уверена, что она в планируемом году значительно увеличит прибыль. Так же неохотно компания идет и на уменьшение суммы выплат дивидендов при краткосрочном снижении прибыли.

На формирование политики в области дивидендов влияют следующие факторы:


•    правовые ограничения (дивиденды можно выплачивать только из полученной прибыли в отчетном или прошлом периодах, дивиденды нельзя выплачивать, если компания неплатежеспособна и т. п.);

•    налоговые ограничения (в течение срока, когда компания направляет средства на пополнение основного капитала, акционеры не облагаются налогом до тех пор, пока они не продадут акции  и не получат доход в виде разницы между номинальной  и  реальной  стоимостью  акций).  Налоговым  законодательством запрещается накапливать большие суммы прибыли для этих целей, что часто связано , с желанием уберечь акционеров от налогов;

•    обязательства, вытекающие из договора (различного рода ограничения, лимиты, например, в учредительных документах может быть записано, что дивиденды не будут выплачиваться до тех пор, пока прибыль компании не достигнет ; определен­ного размера, и т. п.);

•    ликвидные активы (наличные средства, необходимые для выплаты дивидендов не только за отчетный, но и за прошлый периоды; вложение средств в развитие производства и т. п.);

•    возможность получения займов;

•    перспективы роста предприятия, общества, компании;

•    темпы инфляции и др.


На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению.

Общая сумма потребности в прибыли по основным вышеперечисленным направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины целевой прибыли предприятия.

Окончательные решения по планируемым направлениям использования прибыли принимаются после утверждения плана прибыли с учетом возможностей ее получения.




Если- план прибыли меньше или больше прогнозируемой прибыли исходя из потребности в ней, то это дает основание для уточнения величины прибыли, направляемой в соответствующие каналы ее использования.

Каждое предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы фактического использования фонда накопления и фонда потребления. В каждой из этих смет показывается находящийся остаток средств, поступление средств в отчетном году, расходы по конкретным направлениям, остаток средств на начало будущего периода. Фактическое исполнение сметы анализируется на прямое соответствие плановым разработкам и оценивается целесообразность произведенных расходов.

Завершая первую главу данной работы, можно сделать вывод, что прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Используя данные о величине прибыли, можно судить об экономическом состоянии не только отдельного предприятия, но и всего общества, т. к. прибыль фирмы тесно связана с развитием государства в целом. Неслучайно прибыль фирмы считается одной из самых сложных категорий рыночной экономики. Мы убедились в этом, рассмотрев многообразие сущностных сторон, которые она отражает.







































2. Анализ прибыли фирмы в современной экономике

 

 

В первой главе данной работы мы рассмотрели, что представляет собой прибыль фирмы на теоретическом уровне. Но этого недостаточно, так как любая категория предполагает связь познания и реальной действительности. Поэтому в данной главе мы переходим к изучению прибыли на практике.

Как уже было сказано в первой главе, прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. Были рассмотрены факторы, влияющие на формирование прибыли. Докажем влияние этих факторов при помощи примеров.

Исходя из формулы вычисления прибыли (1), можно отметить, что большое влияние на формирование прибыли оказывают издержки. Изменение издержек может привести к изменению величины прибыли. Примером этого может служить деятельность германского предприятия по производству цемента Dyckerhoff.1 В завершившемся квартале компания получила прибыль в размере 31 млн. евро ($36 млн.), а в Ш квартале прошлого года она получила убытки в размере 57 млн. евро. При этом ,по заявлению самого Dyckerhoff, полученные результаты связаны в первую очередь с сокращением издержек. Таким образом, мероприятия по сокращению уровня затрат способствуют увеличению прибыли. Данный пример показывает, что связь между величиной прибыли и издержками обратная.

Однако, как мы отметили в первой главе, помимо изменения структуры издержек изменить величину прибыли можно и при помощи воздействия на величину валового дохода.

Открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания» -оператор связи, предоставляющий услуги электрической связи на территории Краснодарского края.2 Прибыль от продаж данного предприятия в 2001 году выросла на 11 млн. руб. по сравнению с 2000 г. и составила 636 млн. руб. Но в то же время увеличились себестоимость и коммерческие расходы этого предприятия. Если в 2000 году они составляли 1629 млн. руб., то в 2001 году они достигли 1961 млн. руб. Поэтому в данном случае увеличение прибыли нельзя объяснить за счет уменьшения издержек. Надо отметить, что ОАО «Южная телекоммуникационная компания» является монополистом (причем естественным монополистом) в сфере предоставления услуг связи на территории Краснодарского края. Следовательно, она может сама устанавливать на рынке цены, и таким образом получать монопольную сверхприбыль. Таким образом, в данном случае основная причина увеличения прибыли - рост цен. Действительно, в 2001 году выручка данного предприятия возросла на 19,47 % и составила 2597 млн. руб. (в 2000 году она составляла 2174 млн. руб.). Итак, цены представляют собой еще один крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции. И данный пример подтвердил это.

Однако не всегда увеличение цены продаваемой продукции приводит к увеличению прибыли. Это не всегда справедливо даже для фирм-монополистов. Следует помнить, что монополист должен стремиться к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. В соответствии с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.