Рефераты. Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции







КУРСОВАЯ  РАБОТА

По экономической теории


На тему: «Предприятие ( Фирма ) в условиях несовершенной конкуренции. »





                                                                     Выполнила студентка:

                                                                     1 курса, ТЭФ, менеджмент организации

                                                                     Лупова

                                                                     Екатерина

                                                                     Михайловна.  

                                                                     

                                                                      Преподаватель

                                                                      





Саратов 2009


План:

Введение…………………………………………………………………………..3

1.     Теория несовершенной конкуренции.………………………………………5

1.1.                    Несовершенная конкуренция и её особенности……………………….5

1.2.                    Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции………..6

1.3.                    Взаимосвязь валового дохода и предельного дохода…………………13

2.     Специфические особенности несовершенной конкуренции………………17

2.1.                    Рынок чистой монополии……………………………………………….17

2.2.                    Рынок Олигополии………………………………………………………20

2.3.                    Рынок монополистической конкуренции……………………………….24

3.     Равновесная цена и спрос на ресурсы в моделях несовершенной конкуренции………………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………34















Введение:

Тема моей курсовой работы «Фирма в условиях несовершенной конкуренции».  Данная тема выбрана на основании того,  что  всесторонне  развитому  современному менеджеру необходимо знать и понимать поведение фирмы  на  рынке,  так  как эти знания помогут ему в дальнейшей работе на предприятии.

Я  считаю,  что  фирма  является  главным   звеном   рыночной

экономики,   т.к.   только   с   помощью   фирм    происходит    интенсивное функционирование и развитие  рыночных  отношений.  Так  как  фирма  является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её  необходимо изучать со  всех  сторон.  Ведь  поведение  фирмы  на  рынке  имеет  большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для  других групп субъектов: домашних  хозяйств,  государства  и  иностранцев.  Фирма   всегда   стоит   в   центре   рыночной   экономики.

Ключевым понятием, выражающим сущность моей курсовой работы, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность.   В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньки покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и  борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупки акций той или иной фирмы. Я считаю выбранную мной тему очень и интересной и объемной. В современном мире конкуренция - важный фактор развития экономики.

Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, её специфические особенности, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, также рассмотреть взаимосвязь валового и предельного дохода, рынки чистой монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции. Также хотелось бы отметить в курсовой работе равновесную цену и спрос на ресурсы в моделях несовершенной конкуренции, постановку задач ценообразования, определение спроса, методы оценки кривых спроса.






1.     Теория несовершенной конкуренции.

            Несовершенная конкуренция и её особенности.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают: 1) совершенную конкуренцию; 2) несовершенную конкуренцию (рис. 1). Впервые эти формы были исследованы в 30-е годы Э. Чемберлином в работе «Монополистическая конкуренция» и Дж. В. Робинсон в работе «Экономика несовершенной конкуренции».


Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1.                    значительная доля рынка у отдельных производителей;

2.                    наличие барьеров проникновения в отрасль;

3.                    неоднородность продуктов;

4.                    несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Формы конкуренции


Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция


Монополистическая           конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Рис.1

Её характерными чертами являются:

1.  На  совершенно  конкурентном  рынке  имеется  множество   продавцов   и

покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того,

чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на

конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся  вне  их

контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем

выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

2.   Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы

могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию.  Прикидывая,

как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают  в  расчет  эту

способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных   типов   несовершенных

конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии,

имеющих наиболее важное значение на практике.

3.  На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных  рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

1.2. Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции.

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.