2) Развитию e-business мешает отсутствие необходимых инфраструктур. Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет загрузки Web страницы по несколько минут, то ни о какой электронной коммерции речи быть не может.
3) В России отсутствует платежная система. Да, есть банки, которые развивают электронные платежные системы, но пока нет единой системы, которую можно было бы широко использовать. Если говорить о ситуации с платежными системами в России, то здесь стоит отметить три особенности. Первая — ниша онлайновых платежей пуста. На Западе практически все платежи в Интернете проходят по карточкам. У нас с карточками две проблемы. Во-первых, кроме Питера, Москвы и ряда экзотических мест (Сосновый бор или поселки Норильского никеля.) их практически нет. Во-вторых, даже в столицах, где их довольно много, они пассивны. Народ использует карточки только для обналичивания и практически не покупает в магазинах. Вторая — отсутствие доверия к платежным системам и одновременно высокий уровень мошенничества. На Западе, в США покупатель застрахован от мошенничества с его картой как в сети, так и вне, как моралью, так и федеральным законом. У нас этого нет. Третья – мало денег: в обществе вообще, и в интернет - торговле в частности. Всплеск интереса к платежным системам наступил в 1998 году, спровоцированный внедрением первых российских систем PayCash и «КиберПлат». Увы, до сих пор они так и остались практически единственными реальными игроками (помимо них стоит отметить только Webmoney и Instant). И без того слабо развитый рынок пластиковых карточек сильно пошатнулся после августовского кризиса. Крупные российские компании не стремятся внедрять новые технологии расчетов, если это не сулит им быстрой прибыли. А к длительным инвестиционным проектам сегодня готовы немногие. Наиболее активные игроки на этом рынке как в нашей стране, так и на Западе – небольшие динамичные компании и банки, ищущие возможности использования новых технологий для предоставления более качественных услуг своим клиентам. Вдобавок различного рода посредники мало заинтересованы в поддержке какой бы то ни было системы платежей, обеспечивающей прямые связи производителей и потребителей. Тем не менее, объемы электронных сделок в России быстро растут, и множество торговых компаний, банков и организаций срочно занялись внедрением технологий электронного финансового обслуживания. Охлаждения интереса к платежным системам в России за два года не наблюдалось и спрос на платежные механизмы велик. При низкой удовлетворенности на рынке возникла неустойчивая ситуация и поэтому любая технологически совершенная система имеет большие шансы занять доминирующее положение на рынке.
4) Главная проблема российской электронной коммерции сегодня — обеспечение безопасности. Потенциальная платежная система для российского интернета должна быть предельно защищенной от жульничества, с низкой себестоимостью распространения, допускать небольшие платежи.
5) Что касается российского законодательства и вообще отношения государства, то его можно охарактеризовать как нейтрально-благоприятное. Некоторые схемы платежей через Интернет вполне легитимны, хотя необходимость принятия новых законов, особенно в отношении статуса цифровой подписи и электронных денег, созрела. Сейчас принимается (то есть обсуждается в думских коридорах) закон об электронной подписи. Если примут хороший — этого будет почти достаточно. Там же обсуждается проект закона о сетевых финансовых транзакциях (настоящее название — очень сложное). Он тоже бы не помешал – сильно упростил жизнь, особенно бухгалтерам.
6) В России пока ощущается дефицит надежных систем доставки товаров. Практически каждый российский магазин вынужден держать у себя службу доставки, в то время как за рубежом существуют фирмы специализированные по доставке товаров, услугами которых выгодно пользуются интернет – магазины. Отсутствие компаний с такими услугами ограничивает число потенциальных клиентов и, как следствие, прибыль предприятия. Но все имеет свои положительные стороны, и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится в пределах досягаемости курьерской доставки магазина.
7) Одной из особенностей работы на российском рынке является почти полное отсутствие информации о внедрении информационных технологий. Развивающимся компаниям нужны данные и прогнозы о состоянии рынка, а их практически нет. Им приходится делать свои оценки, проводить собственные исследования, но этого мало. Есть западные компании, занимающиеся анализом российского рынка Но увы, они слишком медлительны.
8) Существует мнение, что с развитием Интернета в России начнет уже в ближайшее время снижаться роль традиционных реселлерских каналов. Во всем мире этот процесс идет очень быстро, но в России, в силу многих причин, таких, как отсутствие отлаженной инфраструктуры и таможенного законодательства, эти изменения начнутся еще нескоро. Дистрибьютор сейчас выполняет огромное количество несвойственной для него работы, и пока что нет того, кто бы мог сегодня заменить его.
Итак, сфера приложений е-business постоянно растет, появляются все новые, подчас неожиданные области применения. Тем не менее, на сегодня можно говорить о нескольких крупных окончательно сформировавшихся разделах e-business.
В первую очередь среди систем е-business принято выделять системы «business to business» (В2В) и «business to consumers». Названия говорят сами за себя системы business to-business отвечают за взаимодействие компаний между собой, business-to-consumers - за взаимодействия компаний со своими клиентами. Кроме того, отдельной сферой является электронный маркетинг(е-marketing), а так же системы обслуживания и поддержки клиентов. Причем сегодня электронный маркетинг подразумевает как простую рекламу товаров и услуг в WWW-пространстве, так и сбор данных (опять же через Интернет) с целью точного позиционирования продуктов на рынке, а также создание эффективной обратной связи с потребителями.
Структуру и виды предпринимательской деятельности в Internet можно представить в виде схемы изображенной на рисунке 3. На данной схеме отображены наиболее известные виды деятельности на сегодняшний день.
Рассмотрим подробнее некоторые из видов деятельности.
Системы business-to-consumers. Здесь наибольшее развитие получила электронная торговля (е-commerce), предполагающая продажу товаров и услуг через интернет с использованием тех или иных платежных механизмов.
Электронная коммерция сегодня довольно «неопределенная» вещь. Каждый под электронной коммерцией понимает что-то свое, и емкое определение этого понятия дать сложно. Впрочем, все встает на свои места, если четко определить, что такое коммерция. Коммерция предполагает обмен с одной стороны товар или услуга, с другой – деньги. Если меняется товар на деньги, то осуществляется коммерческая деятельность. Исходя из этого определить, что такое электронная коммерция, довольно просто. Электронная коммерция - это та же коммерция, тот же обмен товарами и деньгами только этот обмен происходит посредством компьютера. Основное преимущество электронной коммерции очевидно — это избавление от сбытовых структур.
В целом сейчас происходит бурный рост электронной торговли, подхлестываемый в первую очередь снижением цен на доступ в Интернет, низкими издержками на содержание электронных магазинов, совершенствованием платежных систем. Проблемой пока остается «америкоцентричностъ" мира электронной торговли, хотя в ближайшее время произойдет выравнивание объемов (рисунок 4). В 1999 году объем электронной торговли составил 40 млрд. долларов. Через пять лет он, по разным оценкам, может увеличиться до 400-1000 млрд. долларов.
Для первого этапа развития электронной торговли, который сейчас завершается, характерна продажа относительно дешевых товаров. В основном это книги, кассеты, диски, цветы, игрушки (подавляющее большинство товаров стоят менее 50 долларов). Связано это со стремлением, как со стороны продавцов так и со стороны покупателей, минимизировать риск сетевой сделки. Это, в свою очередь вызвано отсутствием надежных механизмов платежей и сопутствующей юридической базы. Сейчас недостатки преодолеваются, а заодно растет и взаимное доверие сторон. Активно продаются и услуги. В частности, настоящий бум последние два года наблюдается в сфере путешествии и отдыха. Еще в 1997 году на этот сектор приходилось 20-30% от общего объема электронной торговли.
Рисунок 4 – Объем рынка электронной торговли
E-Trading - электронный трейдинг (Интернет трейдинг), появившись пару лет назад достаточно быстро набрал популярность. Причина проста – Интернет дал клиентам удобное и оперативное средство общения со своим брокером. Есть и другая причина успеха Интернет трейдинга – Интернет открыл возможность игры на американских биржах практически любому жителю Земли. Постепенно в США сформировался круг крупнейших онлайновых брокерских контор, часть из них возникла на волне интереса к Интернет трейдингу, часть - исторические брокерские конторы, вовремя предложившие дополнительные услуги. К примеру Е-Trade сегодня обслуживает более 1,5 млн. клиентов по всему миру имеющих в активах порядка 30 млрд. долларов.
Интернет трейдинг развивается не только а США. По данным Dataquest в 2003 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе доля акций которыми частные инвесторы оперируют через онлайн составит 20% от общего объема биржевых сделок. Уже к 2002 году 70% всех брокерских контор этого региона будут оказывать брокерские услуги через Интернет.
Под е-banking понимают оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. В основном это два вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем 90% пользователей работают только с первым видом. И хотя многие банки (в США -практически все крупные, а так же 600 из 10 000 мелких и средних) предоставляют данный вид услуг, по популярности он пока уступает электронной торговле. Так, в США на конец 1999 года только 7 миллионов семей (это менее 25% домов, подключенных к Интернету) используют е-bankng. По прогнозам Dataquest, к 2004 году это число вырастет до 24 миллионов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14