Современные экономисты практически
отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое
предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как
явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.
Экономический рост определяется и измеряется двумя
взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый
период времени, или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП
или ЧНП на душу населения. Реальный ВНП в любое время определяется как
трудозатраты (в человеко - часах), умноженные на производительность труда
(реальная часовая выработка на одного занятого). В свою очередь, эти два
множителя определяются совокупностью ряда факторов:
Трудозатраты
(отработанные часы):
- численность занятых;
- среднее количество
отработанных часов.
Производительность
труда (средняя часовая выработка):
- технический прогресс
(технология);
- объем капиталовложений, объем
основного капитала (фондовооруженность);
- количество и качество
трудовых ресурсов (образование и профподготовка);
- эффективность распределения,
сочетания и управления различными ресурсами.
Все
вышеперечисленное относится к факторам, определяющим способность экономики предлагать
или, другими словами, производить совокупный продукт (факторы
предложения).
Факторы
спроса определяются, в конечном итоге, фискальной и кредитно - денежной
политикой государства.
Вопреки широко распространенному представлению, будто
научно-технический прогресс - это единый эволюционный прогресс, нам он видится
чередой сменяющихся комплексов сопряженных производств – технологических
укладов. Друг от друга они отличаются набором лидирующих отраслей, видами
доминирующих энергоносителей, типами конструктивных материалов и
обрабатывающего оборудования, средствами транспорта и связи.
Первый из них зародился, когда начали развиваться
электроэнергетика и электротехническое машиностроение, что сопровождалось
механизацией основных технологических процессов, для чего потребовалось много
стали и изготовляемого из нее проката. Важнейшим энергоносителем стал уголь, а
главным видом транспорта - железные дороги.
Где-то в первой четверти нынешнего века одновременно с
концентрацией хозяйственной активности появились и начали завоевывать свое
место под солнцем химическая промышленность, автомобилестроение,
телекоммуникации. Прокладывалось всё больше асфальтированных шоссе, расширялись
телефонные сети, жидкие энергоносители начали вытеснять твердое топливо.