Рефераты. Предпринимательство

В то же время было бы непростительным упущением сводить суть ком­бинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Пред­приниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечиваю­щих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный ме­ханизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности по­ставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает долж­ного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспре­деления ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "прин­ципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования меха­низма распределения ресурсов.




1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности.

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имуще­ственный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интереспобудительный мотив предпринимательской деятельно­сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат пред­принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля­ется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз­личного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности пред­принимательский доход представляется в форме экономической прибыли, вы­ступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро­вать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер­галась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выра­жаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не мо­жет не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию це­левых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В ко­нечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпри­нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освое­ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира пред­принимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них до­пустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является ис­точником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эф­фективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стре­мится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравнове­шивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разреше­ние этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в ко­нечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетво­ренность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.



1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства.

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночно­го хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещае­мых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное со­держание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, осо­бенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сфе­рой приложения предпринимательства становятся отрасли материального про­изводства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства ста­новится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности по­влекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нема­териальной деятельности, динамичности и социализации производства устано­вила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предприни­мательской деятельности становится не приспособление к меняющимся услови­ям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйство­вания выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Пред­принимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее пол­но, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью стано­вится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой ус­тойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что преду­сматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догма­тах христианства печать морально-этической неполноценности предпринима­тельской деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, на­правленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональ­ное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предприниматель­ской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приоб­ретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную рабо­ту.



Предпринимательство как экономическая категория

2.1.Предпринимательство как фактор производства.

Феномен предпринимательства выступает в качестве не­отъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предпринима­тель» в экономическую теорию. По Кантильону, предпри­ниматель — это человек с неопределенными, нефиксиро­ванными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличи­тельная черта предпринимателя, а его основная экономи­ческая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реа­лизации какой-то коммерческой идеи и получения прибы­ли. Он сам планирует и организует производство, распоря­жается его результатами и т. п.

Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный француз­ский экономист конца XVIII — начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские спо­собности.

Крупный вклад в разработку теории предприниматель­ства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (уме­ние соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выде­ляет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невоз­можно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, бе­рущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономиче­ское развитие. При этом Шумпетер считал, что предпри­ниматель не обязательно является собственником произ­водства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.