Рефераты. Предмет и методы исследования экономической теории

Предмет и методы исследования экономической теории


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦМИИ

«РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ»

Владимирский филиал








Кафедра экономики и кооперации



РЕФЕРАТ



Тема:  Предмет и методы исследования экономической теории






Выполнил:

Студент группы МД-108

Гаращенко Данил Витальевич




Научный руководитель к.т.н., доцент

Игнатьев Александр Александрович









Владимир 2008


Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1.     Предмет экономической теории…………………………………………

1.1  Зарождение и развитие экономической теории……………………

1.2  Предмет исследования экономической теории……………………

2.     Экономические исследования и их методы…………………………

1.1  Ступени познания экономики………………………………………

1.2  Методы экономических исследований……………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………



1.     Предмет экономической теории

1.1.         Зарождение и развитие экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предме­том науки являются причины роста материального благополучия людей. [1;27]. В дальнейшем представления о предмете эко­номической теории все больше начинают связываться с ог­раниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило­софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить со­стояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль­ных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис­тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи­анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль­ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз­никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая эконо­мия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу­дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще­ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркан­тилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио­низм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево­де с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ­водство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш­ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп­росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль­ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор­мой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории сто­имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при­растает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко­нечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси­ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо­сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово­купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту­пает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической теории следует отнести кейнсианское и  монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный период перестройки экономики страны, демократии и гласнос­ти, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.


1.2.         Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: фи­лософией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической те­ории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человечес­кое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограничен­ными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на­ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще­ствованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмеча­ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ­ных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий эко­номист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарова­ниями... Он должен уметь размыш­лять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать со­временность в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человечес­кой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи­более эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их приме­нения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономичес­кой теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика - такой раздел науки, который предполагает ана­лиз экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика - приставка «макро» означает «большой» — занима­ется изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов - домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. [1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. "Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории" - заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.