Рефераты. Предмет и метод экономической науки

В связи с построением моделей важно подчеркнуть роль функционального анализа в экономической теории. Для этого нужно вспомнить соответствующий раздел матема­тики, посвященный изучению функций. Функции мы по­всеместно встречаем в практике нашей жизни, даже не сознавая этого. Функции — это переменные величины, зави­сящие от других переменных величин; функции встречаются в технике, геометрии, физике, химии, экономике и др. Изучая функции, мы исследуем конкретные явления, ко­торые они описывают. Интересно, что одна и та же функ­ция может описывать явления совершенно различной при­роды.

В экономической жизни общества мы повсюду наблю­даем явления, органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной ве­личины, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. В данном случае спрос зависит от цены. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос — зависимой переменной, или функцией. Можно выразиться кратко: спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем (при прочих равных условиях) выше цена. В таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.

Выражение «при прочих равных условиях», часто встре­чающееся в наших рассуждениях, не случайно. Ведь в реальной жизни спрос, например, зависит от множества переменных, и не только от цены (от дохода потребителей, ожидания инфляции, цен на другие товары и т.д.). Следо­вательно, если мы хотим выяснить воздействие на спрос только одного фактора, нам нужно позаботиться о «чистоте эксперимента», что и означает принцип «при прочих рав­ных условиях».

Любой объект реально существует в системе взаимосвя­зей, для исследования которых используются методы ин­дукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям.

Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной эко­номической теории). Позитивный анализ исследует взаи­мосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это про­сто констатация факта. При этом не говорится, справедли­во это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитив­ный анализ в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. «Газы расши­ряются при нагревании» — здесь абсурден нормативный анализ.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справед­ливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения «неравенство в до­ходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безра­ботицы» — типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталки­ваться правительству, государственным деятелям при раз­работке экономической политики.

Методы теоретической и прикладной экономики

Теоретическая и прикладная экономика имеет свои, характерные для этой науки методические приемы. Отметим в их числе метод сравнительного анализа. Он состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов.

Любой предприниматель обязан сопоставлять затраты своей фирмы с затратами конкурентов, сравнивать различные аль­тернативные варианты своей деятельности. Что выгоднее, уста­новить высокую норму налогообложения прибыли предприятий для формирования централизованного инвестиционного фонда или, уменьшив ее, дать возможность предприятиям самим рас­ширить объем инвестиционной деятельности? Хорошо извест­ный подход «затраты—результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления.

Например, при выяснении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстра­гировании от многих других условий (ценовая политика госу­дарства, степень наполненности рынка, действие внешней и внутренней конкуренции, развитость инфраструктуры рынка и т. д.) и лишь при выяснении главного абстракция дополняется исследованием временно неучитывавшихся факторов под соот­ветствующим углом зрения.

Широко используется в экономике метод графических изо­бражений. Он хорошо помогает воспринимать соотношение между различными экономическими показателями, оценивать их «поведение» под влиянием изменений экономической си­туации. Примером может служить кривая Лаффера, отражаю­щая зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Метод графических изображений очень удобен для микроанализа. Причем этот метод имеет особенность: эко­номисты часто меняют принятый порядок расположения пе­ременных и помещают зависимую переменную на ось абсцисс, а независимую — на ось ординат, как, например, в случае с кривой Лаффера.

Таким образом, метод графических изображений помогает наглядно представить развитие экономических ситуаций, не­редко дает возможность с предельной точностью выразить за­висимость между экономическими параметрами.

Метод экономико-математического моделирования

Мощным современным инструментом изучения и ре­шения экономических проблем является метод ма­тематического моделирования, т.е. описание эконо­мического явления на формализованном языке с по­мощью математических символов и алгоритмов.

Во-первых, такое компактное представление повышает обозримость сложных экономических проблем, расширяя сферу познания, а часто и дает новые пред­ставления об объективных закономерностях в экономике. Во-вторых, матема­тическая модель понятна ЭВМ, которая, оперируя громадным массивом данных по законам формальной логики, используя накопленный багаж статистики и математических методов решений, дает экономисту недостижимые ранее ана­литические возможности, результаты сложнейших расчетов, подсказывает оцен­ки и выводы. Более того, накапливая решения и сравнивая их с практическими результатами, компьютер может по математическим правилам найти законо­мерность в ошибках и внести коррекцию в рассчитанные рекомендации (адап­тивные, экспертные системы).

 

Экономические эксперименты

Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в эко­номической жизни точно спрогнозировать вероятные ре­зультаты экспериментов. Во всяком случае, экономические эксперименты не должны насильственным образом ломать спонтанный порядок естественных рыночных связей, вти­скивать живой хозяйственный организм в рамки сугубо кабинетных, схоластических конструкций. Поиск тех или иных методов повышения эффективности (на микро- или макроуровне) в странах рыночной экономики не имеет ничего общего с широко известными «экспериментами» в странах так называемого реального социализма. Преслову­тые «первая модель хозрасчета», «вторая модель хозрасче­та», «региональный хозрасчет» и т.п. по сути своей не столько экономические эксперименты, сколько последние судороги командно-административной системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение уместно привести высказыва­ние Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации обще­ства — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно» (Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М. С. 160).


ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Барр, Раймон. Политическая экономия:В 2 т.:Пер. с фр.-М.:Междунар.отношения,1994.-22 см.-21 см.

2.     Маршалл, Альфред. Принципы экономической науки:[В 3т.:Пер.с англ./Вступ.ст.Дж.М.Кейнса, с.5-44].-М.:Прогресс.Фирма"Универс", 1993-.-21 см.-(Для научных библиотек. Экономическая мысль Запада) Перевод  изд.:Principles og economics/Alfred Marshall(The Macmillan Т.1.press). 1.- 1993. - 415 с.

3.     Экономика: Учеб. для  экономич. академий,вузов и факультетов/Под ред. А.С.Булатова.-М.:Бек,1995.-604 с.

4.     Экономика: Учебник  по курсу"Экономическая теория"/[С.А.Бартенев,И.И. Большакова, А. С.Булатов и др.];Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб.и доп.-М.:Изд-во"Бек",1997.-786 с.

5.     Курс  экономической теории: [Учеб.пособие ]/ Под ред.М.Н.Чепурина,Е.А. Киселевой; МГИМО МИД РФ.-Киров:Б.и.,1994.-624 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.