|
0,5 |
2,1 |
||||||
Кыргызстан |
3,0 |
-5,0 |
-19,0 |
-16,0 |
-20,0 |
-5,4 |
7,1 |
6,2 |
Литва |
-5,0 |
-5,7 |
-21,3 |
-16,2 |
-9,8 |
3,3 |
4,7 |
6,0 |
Македония |
-9,9 |
-12,1 |
-21,1 |
-9,1 |
-1,8 |
-1,2 |
0,8 |
1,5 |
Молдова |
-2,4 |
-17,5 |
-29,1 |
-1,2 |
-31,2 |
-3,0 |
-8,0 |
1,3 |
Россия |
___ |
-5,0 |
-14,5 |
-8,7 |
-12,7 |
-4,1 |
-3,5 |
0,4 |
Румыния |
-5,6 |
-12,9 |
-8,8 |
1,5 |
3,9 |
7,1 |
3,9 |
-6,6 |
Таджикистан |
-1,6 |
-7,1 |
-29,0 |
-11,0 |
-18,9 |
-12,5 |
-4,4 |
2,2 |
Туркменистан |
2,0 |
-4,7 |
-5,3 |
-10,0 |
-18,8 |
-8,2 |
-8,0 |
-25,9 |
Узбекистан |
1,6 |
-0,5 |
-11,1 |
-2,3 |
-4,2 |
-0,9 |
1,6 |
2,4 |
Украина |
-3,4 |
-11,6 |
-13,7 |
-14,2 |
-23,0 |
-12,2 |
-10,0 |
-3,2 |
Хорватия |
-6,9 |
-21,1 |
-11,7 |
-8,0 |
5,9 |
6,8 |
6,0 |
6,5 |
В некоторых случаях, чтобы убедить национальные власти в том, что программу денежной стабилизации все-таки придется реализовывать, потребовалось несколько всплесков инфляции. Опыт показал: постсоциалистическую денежную стабилизацию можно откладывать, но от нее нельзя отказаться.
Проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика напрямую влияет на условия реализации бюджетно-фискальной политики государства. Тенденция сокращения налоговых поступлений в условиях высокой инфляции (эффект Оливьера-Танзи) - хорошо изученный экономический феномен. Длительная высокая инфляция формирует «мягкую» финансовую среду: нет эффективно работающего механизма, обеспечивающего ответственность за выполнение финансовых обязательств; массовой формой ухода от налогов становятся взаимные неплатежи; пренебрежительное отношение к налоговым обязательствам укореняется в качестве социальной нормы, особенно на государственных и коллективных предприятиях. К тому времени, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость денежной стабилизации, обусловленное ею ограничение темпов роста денежной массы и соответственно масштаба бюджетного дефицита, ликвидация инфляционных доходов и так далее - все это отнюдь не сопровождается немедленным ростом налоговой дисциплины. В результате в странах, избравших путь «мягкого» вхождения в рынок, прошедших через период длительной и высокой инфляции, государственные расходы приходится сокращать до уровней, значительно более низких, чем в странах, осуществивших стратегию радикальной дезинфляции (см. рис. 1-4).
Рис. 1 Инфляция в России и Польше
в 1990—1996 гг. ( в % )
Рис. 2 Динамика изменения реального ВВП
В России и Польше в 1989-1996 гг. (в %)
Рис. 3 Государственные доходы России и Польши в 1992-1995 гг.
Рис. 4 Государственные расходы России и Польши в 1992-1995 гг.
Формирующийся в условиях мягкого финансового режима набор поведенческих стереотипов (взаимозачеты, недоимки, неплатежи, бартер), вызывает устойчивое падение доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте до величин существенно более низких, чем в странах, осуществивших «шоковую терапию». (см. табл. 5)
Таблица 5.
Доходы, расходы и дефицит бюджета в странах быстрой
дезинфляции
(в % к ВВП) 1990-1997гг.
Страны
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Албания
доходы
расходы
дефицит
47,1
62,1
-15
30,9
61,9
-31,0
23,7
44,0
-20,3
20,5
34,9
-14,4
18,8
31,2
-12,4
20,5
30,8
-10,3
16,9
29,0
-12,1
14,9
27,6
-12,7
Венгрия
доходы
расходы
дефицит
53,9
53,5
0,4
52,5
55,4
-2,9
52,6
59,4
-6,8
55,1
60,6
-5,5
52,5
60,9
-8,4
47,2
53,9
-6,7
45,2
48,3
-3,1
48,0
52,9
-4,9
Латвия
доходы
расходы
дефицит
---
---
---
---
---
---
27,4
28,2
-0,8
35,8
35,2
0,6
34,1
38,2
-4,1
34,7
38,2
-3,5
36,6
38,0
-1,4
39,6
38,2
1,4
Польша
доходы
расходы
дефицит
42,9
39,8
3,1
42,3
49,0
-6,7
42,8
49,5
-6,7
47,4
50,5
-3,1
45,8
48,9
-3,1
45,1
47,9
-2,8
44,2
47,5
-3,3
45,0
48,1
-3,1
Чехия
доходы
расходы
дефицит
---
---
---
---
---
-1,9
---
---
-3,1
42,4
41,9
0,5
42,1
43,3
-1,2
41,0
42,8
-1,8
40,7
41,8
-1,2
39,5
41,6
-2,1
Словакия
доходы
расходы
дефицит
---
---
---
---
---
---
---
---
---
44,0
51,0
-7,0
46,7
48,0
-1,3
47,2
47,0
0,2
47,1
49,0
-1,9
47,2
51,0
-3,8
Словения
доходы
расходы
дефицит
49,3
49,6
-0,3
43,7
41,1
2,6
45,8
45,6
0,2
47,0
46,7
0,3
45,9
46,1
-0,2
45,7
45,7
0,0
45,2
44,9
0,3
44,6
45,7
-1,1
Эстония
доходы
расходы
дефицит
---
---
---
---
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.