Рефераты. Политическая экономия труда

в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отрас­лей и компаний к резкой смене поколений техники, тех­нологий и знаний. Все это вызывало необходимость быст­рой переориентации массированных капиталовложений и снятие различных ограничений на этом пути, т.е. большей свободы предпринимательства. Однако изъятие значитель­ной части прибыли через налоговую систему (до 50%) и бюрократизация системы централизованного регулирова­ния стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса.

Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламен­тирующих деятельность частного бизнеса.

Экономический кризис 1979-81 гг стал не просто очередным циклическим кризисом, причем самым продолжительным в послевоенное время, но кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействи­ем этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась но­вая, неоконсервативная модель государственного регулирования.

§ 3. Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функ­ций рынка на основе стимулирования предложения

В 70-е гг экономика эападных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и эатуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержанне формнрующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической тео­рии, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на­правлений являются американские экономисты М.Фридмен (монетаризм), А.Лаффер и ДжГилдер (концепция экономики предложения), Дж.Мут, Р.Лукас и Л.Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули­рование воспроизводства путем формирования эффектив­ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

     а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

Экономический рост действительно можно рассматри­вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео­рией экономики предложения необходимо создание благо­приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за­трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо­ходные налоги), в условиях которой поддержание расши­ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес­печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ­ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про­ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е.ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что ослож­няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв­ляется следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа­ния спроса, осуществления широких социальных про­грамм.

В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем приватизация государственной собственно­сти в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономная и повышение эффективности производства. В действитель­ности одна из особенностей государственных форм  хозяй­ствования состоит в более низкой эффективности по срав­нению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государствен­ных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложи­лось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляе­мым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономиче­ской деятельности, т.е. реализация политики дерегулиро­вания. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегу­лирования, включают либерализацию антитрестовского за­конодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспорт­ных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной модели го­сударственного регулирования, пришедшей на смену орто­доксальным рецептам кейнсианства. Как видно из выше­изложенного, государство не отказывается от регулирую­щих функций. Однако их акцент перемещается в сторону все более косвенных мер. Главная же роль в реализации целей развития и социально-политической стабилизации экономики страны отводится рыночным силам.

§ 4. Воздействие денежных факторов на хозяй­ственную конъюнктуру

Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули­рования общественного воспроизводства. При этом Дж.М.Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам­ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен­ности кейнсианской модели регулирования.

Однако неустойчивая инфляция, одной из причин кото­рой стала гибкая денежная политика, не позволяла поддер­живать на стабильном уровне цены и заработную плату. Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции - быть объективным информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для  кого произво­дить.

Как мы отмечали выше, увеличению денежного предло­жения в кейнсианской модели регулирования отводилась функция стимулятора реального производства. Рост денеж­ной массы способствует понижению процента, стимулиру­ет инвестиции, производство и занятость.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное произ­водство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увели­чение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляци­онный рост процента.

Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Одна­ко затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и про­изводства, но уже при более высоких ценах. (можно рассмотреть вопрос о нейтральности и супернейтральности денег - К.Р.).

Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетировапия, суть которой заключается в строгом сле­довании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций ди­намики производства, денежной массы и скорости обра­щения денег.

Строго контролируемый рост денежной массы и обра­щения будет способствовать изменению структуры относи­тельных цен, увеличит степень соответствия структур спро­са и предложения, которая определяет совокупную заня­тость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят хозяйствующим aгентам при­нять экономически обоснованные и эффективные решения.

§ 5. Принцип рационыьных ожиданий

Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.

Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследст­вие использования методологических принципов класси­ческой экономики теория рациональных ожиданий полу­чила также название «новая классическая экономика» (не путать с неоклассической теорией).

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся инфор­мацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать эко- номические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреб­лении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.

Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени­ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и пред­приниматели принимают адекватные экономические ре­шения и в результате цены на товары и ресурсы изменяют­ся.

Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет ре­зультаты дискретной стабилизационной политики. Напри­мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную став­ку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму­лируемое политикой дешевых  денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственни­ков факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Однако экономические агенты могут принимать и не­верные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например, производители могут восприни­мать общий рост цен за рост спроса на конкретный товар и увеличить предложение товара. Поскольку эта ошибка принимает повсеместный характер, через какой-то период времени совокупное предложение оказывается выше сово­купного спроса. По мере того как это становится очевид­ным фактом, производство начинает сокращаться.

Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, вли­яющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить дли­тельное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъек­тами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Не отрицая необходимости участия государства в эконо­мических процессах, сторонники концепции рациональ­ных ожиданий считают неэффективной любую экономи­ческую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политическо­го мышления.

Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие ре­шений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и пра­вильную оценку информации производителями и потреби­телями в рыночном хозяйстве.

Среди подобных правил, например, предлагается при­нять закон, в соответствии с которым принимаемые пра­вительством решения в области денежной и фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить при­нятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы. Вместо решения сиюминутных проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной эконо­мической политике, структурных условиях общего эконо­мического равновесия.

Основные понятия:

Кейнсианская теория регулирования

Эффективный спрос

Неоклассическая теория занятости

Неоклассическая модель государственного регулирования

Монетаризм

Теория предложения

Теория рациональных ожиданий



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.