Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
1.4. Взаимосвязь стратегического и оперативного планирования
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) к определение тактики реализации выработанной стратегии 1операгивное. или, что то же самое, тактическое планирование). Стратегическое планирование
Стратегическое планирование в общем виде представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь экономической системе достичь своих целей. Более детально стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков [76].
С точки зрения технологии стратегическое планирование определяется как:
1) итеративный процесс, включающий в себя определение стратегических целей;
2) разработка стратегий по достижению поставленных целей;
3) распределение необходимых для реализации целей ресурсов. Стратегическое планирование призвано выявлять, анализировать и, насколько это возможно, прогнозировать экономическое, политическое, техническое и общественное окружение отрасли экономики туризм. Оно игнорирует детали, рассчитано на длительный срок, нацелено на рынок. Стратегическое планирование является связующим звеном между основополагающей стратегией и краткосрочным, детальным, оперативным планированием.
Реальные возможности развития, ресурсные ограничения, а также количественные и качественные последствия процессов можно оценить только на этапе перспективного долгосрочного планирования, которое носит прежде всего концептуальный характер и выражает стратегию развития туристской системы. Стратегическое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и представляет собой систему «стратегия-прогноз», в которой определены главные цели и соответствующие им стратегические установки.
Сущность понятия «стратегическое планирование» применительно к рассматриваемой проблеме состоит в разработке целевых ориентиров развития туризма на конкретной территории и определении необходимых для их достижения ресурсов, формировании политики, направленной: на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. При этом стратегическое планирование должно не только характеризовать основной путь перспективного развития, но и позволять модифицировать его или, если в этом возникает необходимость, осуществлять соответствующие коррективы.
Такой подход позволяет:
—получить представление о состоянии туристской системы и уровне решения существующих проблем на конкретный момент времени;
—спроецировать на будущее современные тенденции в развитии как туризма в целом, так и отдельных его элементов;
—наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться субъекты управления;
—увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения;
Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное - это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских туристских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития отрасли, территории, конкретной фирмы.
Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.
Тактическое планирование
Термин «тактика» — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей [76].
Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является, как правило, предметом забот среднего и низшего управленческого звена.
Основной вопрос стратегического планирования - - что хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
Оперативное планирование
Этот термин означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», Подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование производства, планирование маркетинга и т. п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.
1.5. Процесс планирования в экономической организации
Деятельность предприятия, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования. т. е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой работы являются реальные показатели функционирования организации (предприятия).
3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий предприятия в необходимом направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этаном плановой деятельности, его значение очень велико, т. к. контроль определяет эффективность планового процесса.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы по организации производственной деятельности.
Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том. что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Он требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса планирования не соответствуют поставленным организацией (предприятием) целям, то они могут быть обойдены. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Проводятся исследования внешней и внутренней среды организации. Определяются главные компоненты организационной среды, выделяются те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляются прогнозы будущего состояния этой среды. производится оценка реального положения фирмы.
Второй этап. Устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируют различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные, оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
• каков разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения плана к его переформулированию) связью.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана.
Вывод
По моему мнению, овладение техникой планирования - залог успеха на финансовом и особенно на управленческом поприще. Именно управленцу для своей эффективной деятельности необходимо ее, прежде всего правильно спланировать.
Следовательно, необходимость изучения теории планирования деятельности очевидна. Планы можно и даже необходимо применять на различных уровнях: будь то план личных действий на неделю, план своей жизни или же план развития корпорации.
Однако все же, не следует злоупотреблять этим, написание подробного плана жизни человека вплоть до того, чтобы указывать точные даты и действия на несколько лет вперед не имеет смысла и не представляется возможным для нормального человека. Видеть себя, свою деятельность (вплоть до конкретных дат) на год вперед - очень большое достижение. Для больших корпораций этот срок немного больше, но и им не следует, узнав о планировании, его эффективности, планировать всю свою деятельность на сто лет вперед.
Планирование, безусловно, необходимо, но не следует излишне детализировать и планировать на слишком большой срок вперед.
Данный реферат может быть использован, в случае надобности, в качестве небольшого учебного пособия по написанию планов, поскольку содержит информацию и полезные сведения о содержании плана, о последовательности написания, об основных причинах провала и о способах их избежание.
Список использованной литературы
1. Алексеев А., Пигалов В. “Деловое администрирование на практике” М: “Технологическая школа бизнеса”, 2005. – 211 с.
2. Бенвенисте Г. “Овладение политикой планирования” - М: “Прогресс” - 2003. - 304с.
3. Менеджмент. Коротков Э.М. – М.: Инфра-М, 2003. – 219 с.
4. Менеджмент. Лукашевич В.В. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255 с.
5. Менеджмент. Учебник/ Под ред. В.В. Томикова. М.: Юрайт, 2003. – 591 с.
6. Менеджмент: Учеб. пособие в схемах, табл. и рис./ [Авт. – сост.: Шеметов П.Р.]. – М.: Инфра-М, 2002. – 175 с.
7. Финкельштейн С.Ю. Семь привычек потрясающе неудачливых менеджеров. // Антикризисный менеджмент. – 2007. - № 1. – с.10-19
8. Хайнц и Бельбель Швальбе “Личность, карьера, успех” - М: “Прогресс” – 2002 - 240с.
9. Юкаева В.С. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2004. - 104 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4