Рефераты. Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ"

22942,45

101,02

5. Фонд заработной платы общий

24751554,74

25003922,58

252367,84

101,02

6. Заработная плата среднемесячеая  и по отдельным категориям

12410

13976,26

1566,26

112,6

ППП

2263

2534,52

271,52

112

Производственных рабочих

3096

3312,92

216,92

107

Вспомогательных рабочих

1548

1977,39

429,39

127,7

ИТР и служащие в том числе

1882

2021,24

139,24

107,4

Руководители

2232

2622,23

390,23

117,5

Непромышленная группа

1389

1507,96

118,96

108,6


В 2004г. ФОТ тарифыный увеличился по сравнению с 2003г. на153462.87руб. или на 1,01%. В 2004г. премии увеличилась по сравнению с 2003г. на 46038,91руб. или на 1,02%. В 2004г. коэффициент Увеличился по сравнению с 2003г. на 29925,33руб. или 1,02%. В 2004г. ЗП дополнительной увеличилась по сравнению с 2003 г. на 22942,45руб. или на 1,02%. В 2004г. ФЗП общий увеличилась по сравнению с 2003г. на 252367,84руб. или на 1,02%. В 2004г. ЗП среднемесячная увеличилась по сравнению с 2003г. на 1566,26руб. или на 12,6%. По отдельным категориям по предприятию ОРМЕТО-ЮУМЗ: В 2004г. заработной платы  ППП на предприятии увеличилось по сравнению с 2003г. на 271,52 руб. или на 12%. В 2004г. заработной платы  производственных рабочих увеличилось по сравнению с 2003г на 216,92 руб. или на 7%. В 2004г. заработной платы  вспомогательных рабочих увеличилась по сравнению с 2003г. на 429,39 руб. или на 27,7%. В 2004г. заработной платы  ИТР и, в том числе служащих  увеличилась по сравнению с  2003г. на 139,24 руб. или на 7,4%. В 2004г. заработной платы  руководителей увеличилась по сравнению с 2003г. на 390,23 руб. или на 17,5%. В 2004г. заработной платы  непромышленной группы увеличилась по сравнению с 2003г на 118,96 руб. или на 8,6%. 










3.Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях в России.


3.1.Состояние оплаты труда на предприятиях в России.

Заинтересованность человека в своем труде - казалось бы, аксиома. Тем не менее в России, провозгласив­шей в Конституции приверженность принципам рыночной социально ори­ентированной экономики, мы наблю­даем грабительскую эксплуатацию че­ловека труда, которая однажды уже привела людей под знамена револю­ции. В то время как цены на энергоре­сурсы в стране приблизились к миро­вым, цена на труд снизилась в шесть-семь раз. Резкое падение объемов про­изводства сопровождалось ростом безработицы и деформированием рынка труда. Существенное превыше­ние предложения рабочей силы над спросом, структурная безработица со­здают тяжелейший "навес" на рынок труда, позволяя работодателям удер­живать уровень заработной платы на низкой отметке.

Именно обстоятельства, связанные с наличием явного и скрытого избытка рабочей силы, определяют особен­ность формирования системы оплаты труда на предприятиях. Не менее важ­но и то, что отсутствуют институты кон­троля за оплатой труда на предприяти­ях со стороны государства. И это при том, что у боль­шинства новых собственников пред­приятий пока не сложилось цивилизо­ванного отношения к оплате труда сво­их работников. Дополняет картину нестабильность финансирования расхо­дов на оплату труда работников бюд­жетной сферы и высокая инфляция, что во многом связано с непрофессиона­лизмом чиновников и отсутствием кон­троля за деятельностью естественных монополий.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда...». Отказ от уста­новления на общефедеральном уровне минимального размера опла­ты труда означал бы отмену одного из важнейших социальных стан­дартов, существующих практически во всех экономически развитых странах.

Особое значение установление МРОТ имеет для организации оп­латы труда работников бюджетной сферы, поскольку тарифная став­ка 1-го разряда ЕТС не должна быть ниже федерального минимума оплаты труда. Это положение четко зафиксировано в Трудовом ко­дексе РФ.

За федеральным уровнем государственного управления остается решение вопроса об ус­тановлении МРОТ с ориентацией на прожиточный минимум, а впоследствии - и на минималь­ный (а затем и рациональный) потребительский бюджет.

Чрезвычайно важным в этой связи представляется создание эффективного механизма ин­дексации заработной платы (т.е. повышения государством и работодателями денежных дохо­дов граждан), позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Особенно значима индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов). Сегодня положение дел таково: денежные доходы работников государствен­ных предприятий и организаций, а также выплаты за счет бюджетных источников индексируют­ся достаточно регулярно, в то время как в негосударственном секторе индексация проводится далеко не в полном объеме. Здесь, увы, мы сталкиваемся с невыполнением федеральных зако­нодательных норм.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это - оплата труда поставкам и окладам, государ­ственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем в случае повреждения здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Осуществлять действен­ный контроль за выполнением законодательных  норм в части индексации доходов и начислен­ной заработной платы призвано федеральное ведомство по труду и его органы на местах.

Существенную роль в государственном регулировании доходов и за­работной платы призвана играть система налогообложения индивидуальных доходов граждан. Введенная в 2001 г., она усугубляет резкое имущественное расслоение населе­ние. Вместо того чтобы перенести «тяжесть» налогов с менее обеспеченных слоев населения на более обеспеченные, нынешняя равная для всех 13%-ная ставка взимания налогов независимо от абсолютных размеров доходов создает преимущества для высокодоходных (высокооплачи­ваемых граждан. Такое положение не может быть признано социально справедливым и оправ­данным. Ни в одной из развитых рыночных экономик нет «гладкой» шкалы взимания налогов, повсюду действует принцип прогрессивного нарастания ставки налогов на индивидуальные до­ходы. При этом соблюдается определенная мера: как свидетельствует мировой опыт, если изы­маются более 40-50% доходов, предприниматель теряет интерес к своему бизнесу.


3.2.Пути развития оплаты труда на предприятии.

Возможности для реформирования системы оплаты тру­да в интересах справедливого распре­деления жизненных благ и обеспече­ния достойного уровня жизни россиян существуют. В первую очередь необхо­димо уйти от навязанного стереотипа, согласно которому высокая заработная плата обязательно вызывает рост цен и высокую инфляцию. Этого не происхо­дит, если снижаются издержки произ­водства и перераспределяется пред­принимательский доход. Высокая зара­ботная плата увеличивает платежеспо­собный спрос, что, в свою очередь, способствует росту объемов производ­ства. Именно такая "линия поведения" могла бы стабилизировать социально-экономическое положение в стране, увеличивая ее инвестиционную при­влекательность.

Вспомним знаменитое высказыва­ние А.Смита: "Он (работник) должен делить продукт труда с собственником  капитала,  который  нанимает его". Но как они должны делиться? Ес­ли производство убыточно, то ответст­венность за это несет только работода­тель. Его выгода состоит в получении прибыли, образовавшейся в результате разумного использования капитала и труда нанятого им работника, когда произведенный товар признан на рын­ке. Работнику же необходимо получать достаточно, чтобы содержать себя и се­мью, стремиться долго и продуктивно работать. Такая модель отвечает инте­ресам и работодателя, и работника. Именно поэтому различие в их доходах не может быть слишком большим. Это зависит, конечно же, от зако­на, государства и общества.

В качестве примера приведем законодательно ус­тановленные нормы потребления, чтобы рассчитать прожиточный минимум для мужчин и пенсионеров. Ос­новная еда - хлеб, картофель, молоко.

   Что касается нормативов потребле­ния промышленных товаров, то для пенсионера, например, предусматри­ваются две сорочки на 5 лет, три майки на 2,5 года, пять пар носков на 2 года. Для пенсионерки - одно платье из по­лушерстяной ткани на 6 лет и одно хлопчатобумажное - на 5 лет, две ноч­ные сорочки на 3 года. По верхней одежде и обуви нормы установлены примерно в таких же пределах. Всего предусматриваются расходы в 1,5 тыс. руб. в месяц на человека.

Еще более унизительным является минимальный размер оплаты труда для работающего человека - 450 руб. Методики, по которым произведены расчеты данных нормативов, разрабо­таны с ориентацией прежде всего на ограничительные "контрольные циф­ры" Минфина, а не на объективные по­требности населения. Та­кими чисто математическими метода­ми рассчитывать размер минимальной оплаты труда нельзя. Необходимо обя­зательно учитывать социальное значе­ние этого вопроса и оценивать послед­ствия, к которым ведет занижение заработной платы работников.

Иными словами, при расчете сред­ней заработной платы по стране прини­мается во внимание наличие товаров и услуг, находящихся в обороте в опре­деленный период времени (допустим, за год), включая импортные товары. Но для расчета минимальной оплаты тру­да необходимо ввести понятие воз­можной (или допустимой) степени дифференциации потребления по ка­тегориям населения, обеспечивающей в обществе социальное равновесие. С учетом имеющейся статистики жизнен­ного уровня в развитых демократичес­ких странах структура общества, на наш взгляд, может быть, к примеру, следу­ющей: очень высокий уровень жизни - у 2% населения, высокий - у 30%, средний - у 50% и относительно невысокий, но социально безопас­ный - у 18% населения.

Приведя уровень минимальной оп­латы труда и среднюю заработную пла­ту в соответствие с необходимым про­житочным минимумом, можно добить­ся экономического равновесия в обще­стве, а установив соотношение средней заработной платы к минимальной обеспечить условия для от­носительно справедливой оплаты за труд. В соответствии с этими общими параметрами можно будет строить и систему оплаты на предприятии.

Система ставок и окладов на предприятии должна строиться с учетом квалификации, стажа работы, семейного положения, возраста и других факторов, а положение хозяйственного расчета по каждому подразделению – стимулировать экономное отношение к сырью, материалам и другим видам затрат.

Что касается заработной платы каж­дого работника, то она должна быть строго индивидуальной. Существую­щая в настоящее время сетка оплаты труда по квалификационным разрядам имеет очень небольшую градацию и не учитывает новые мотивационные тре­бования. Каждое предприятие вправе само разрабатывать сетки оплаты тру­да, учитывающие квалификацию, стаж работы, возраст и отношение к делу каждого работника.

 Расчет заработной платы в соответствии с предложенными принципами позволит установить большую, чем се­годня, справедливость в оплате труда как руководителей, так и рядовых ра­ботников предприятия, повысить их мотивацию   к   высокоэффективному труду.

Если применять действующую мето­дику исчисления величины прожиточ­ного минимума не формально, а с уче­том реального содержания основных статей расходов работающих граждан, то она должна быть установлена хотя бы на уровне 3 тыс.руб. в месяц. Соот­ветственно, увеличится и средняя зара­ботная плата, и общий уровень оплаты труда, что положительно скажется на увеличении социальных фондов.

Если при этом вернуться к диффе­ренциации подоходного налога, то воз­можности увеличения пенсий и зара­ботной платы учителям, врачам, другим низкооплачиваемым в настоящее время категориям работников возрастут. С по­вышением заработной платы несом­ненно увеличится инвестициональный потенциал наших банков, в первую оче­редь оживет сектор массового (а не только элитного) строительства жилья, повысится спрос на так называемые ин­вестиционные товары (автомобили, бытовую технику и т.д.). Только ста­бильный внутренний рынок обеспечит уверенный экономический рост.





 

 

 

Заключение.

На основании выше изложенного материала можно сделать выводы:

1 .Заработная плата - совокупность вознаграждений в денежной или (и) натураль­ной форме, полученных работниками за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Поскольку источником выплаты заработной платы является национальный доход, то величина фонда заработной платы трудово­го коллектива, каждого работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных результатов. Планирование заработной платы должно обес­печить:

— рост объема производимой продукции (услуг, работ), повышение эффек­
тивности производства и его конкурентоспособности;

—  повышение материального благосостояния трудящихся.
Планирование фонда заработной платы включает расчет суммы фонда и средней

заработной платы как всех работников предприятия, так и по категориям работаю­щих.

В состав фонда включается основная и дополнительная заработная плата. К ос­новной относится оплата труда за выполненные работы. Она включает сдельную за­работную плату, тарифный фонд заработной платы, премии.

К дополнительной заработной плате относятся такие выплаты работникам пред­приятий, которые производятся не за выполненную работу, а в соответствии с дейст­вующим законодательством (доплаты за работу в ночное время, бригадирам, за со­кращенный рабочий день подросткам и кормящим матерям, оплата очередных и до­полнительных отпусков, выполнение государственных обязанностей, оплату за обу­чение учеников).

В плановый фонд заработной платы не включаются доплаты за отклонения от нормальных условий труда (плата за сверхурочные работы, простои, брак и т.п.).

2.При расчете фонда оплаты труда на примере предприятия «ОРМЕТО-ЮУМЗ» выявилось, что в 2004г. по сравнению с 2003г. ФОТ тарифный увеличился на 153462.87руб. или на 1,01%; премии увеличилась на 46038,91руб. или на 1,02%; ко-

эффициент увеличился на 29925,33руб. или 1,02%; ЗП дополнительной увеличилась на 22942,45руб. или на 1,02%; ФЗП общий увеличилась на 252367,84руб. или на 1,02%; ЗП среднемесячная увеличилась на 1566,26руб. или на 12,6%.

3.Обстоятельства, связанные с наличием явного и скрытого избытка рабочей силы, определяют особенность формирования системы оплаты труда на предприятиях. У большинства новых собственников предприятий пока не сложилось цивилизованного отношения к оплате труда своих работников. Дополняет картину нестабильность фи­нансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и высокая ин­фляция, что во многом связано с непрофессионализмом чиновников и отсутствием контроля за деятельностью естественных монополий.

Для повышения заработной платы необходимо использовать:

•                     поэтапное выравнивание минимальной заработной платы и величины
прожиточного минимума;

•                     индексация заработной платы в меру роста потребительских цен (очень
важно, что данное положение позднее было подкреплено нормой Трудового кодекса - ст. 134);

•                     установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок;

•                     обеспечение тарифного регулирования оплаты труда через систему со­глашений и коллективных договоров;

•                     формирование понятия "минимальная заработная плата";

•                     сближение оплаты труда руководителей организаций и средней заработной платы;

•                     поэтапное нивелирование оплаты труда работников одной специальнос­ти, занятых на разных предприятиях и в разных отраслях.





 

 

 

Список используемой литературы

 

1.                 Г.И.Шепеленко «Экономика организации и планирование производства на предприятии».

2.                 В.В.Адамчук   «Экономика и социология труда»   М. 2000г.

3.                 Кокин Ю. Федеральное регулирование заработной платы необходимо сохранить. «Человек и труд» 2004г. № 8.

4.                 Комментарий к трудовому кодексу по вопросам оплаты труда. « Человек и труд» 2003г. № 9.

5.                 Малашенко В. Оплата труда: норматив фондообразования. «Человек и труд» 2003г. № 5.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.