ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА
Специальность 06.05.00(08.01.09)
по предмету: бухгалтерское дело
Исполнитель:
студент группы БУА-05-01
Берсенев И.А. __________ __________
дата подпись
студента
Руководитель:
Мокина Н.С.
руководителя
Реферат
защищен: ________ ________ __________
дата оценка подписи не
менее двух
членов комиссии
Екатеринбург
2007
Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете
Для рассмотрения вопроса об ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете необходимо определить, что именно включает в себя законодательство о бухгалтерском учете.
Основополагающим документом, регламентирующим основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии со статьей 3 указанного федерального закона законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Анализ структуры федеральных исполнительных органов государственной власти позволяет сделать вывод о делегировании Правительством Российской Федерации отдельных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Министерству финансов Российской Федерации (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329).
Издаваемые Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты – Положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета и иные нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу бухгалтерского учета и отчетности, также составляют систему законодательства о бухгалтерском учете Российской Федерации.
Также для целей исследования вопроса об ответственности руководителя организации, лиц ответственных за ведения бухгалтерского учета, за нарушение законодательства о бухгалтерском учете необходимо разграничить ответственность за совершение указанными лицами налоговых правонарушений и их уклонение от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений находится в причинно-следственной связи с уклонением от ведения бухгалтерского учета или искажения бухгалтерских регистров, что влечет представление в налоговые органы искаженных данных, не позволяющих определить налогооблагаемую базу дохода (прибыли) либо иного объекта налогообложения. В связи с этим, государством в лице соответствующих фискальных органов и судов применяется санкция к руководителю, бухгалтеру организации.
Норма о возможности привлечения к административной и уголовной ответственности, руководителя организации, а также лиц ответственных за ведение бухгалтерского учета закреплена в статье 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и является отсылочной к соответствующим нормам КоАП РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете подразделяется на два типа - уголовную и административную.
Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерским учете предусмотрен в КоАП РФ. Статья 15.11 КоАП РФ содержит санкцию за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
При этом указанная статья регламентирует термин «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Учитывая ранее изложенную позицию о причинно-следственной связи нарушений законодательства о бухгалтерском учете и налоговым законодательством, представляется целесообразным привести размеры ответственности, предусмотренные НК РФ за нарушение привил учета доходов и расходов объектов налогообложения.
Виды правонарушений
Субъекты
ответственности
Размер штрафа
Основание
Грубое нарушение* правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти
- совершены в течение одного налогового периода
- совершены в течение более одного налогового периода
- повлекли занижение налоговой базы
Организации
5000 рублей
15000 рублей
10% от суммы
неуплаченного налога, но не менее 15000
рублей
ст. 120 НК РФ
* Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (часть третья пункта 3 статьи 120 НК РФ).
Уголовное законодательство (статья 195 УК РФ) предусматривает санкцию за нарушение законодательства о бухгалтерском учете при осуществлении должностными лицами организации неправомерных действий при банкротстве, выражающихся в сокрытии имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб.
Указанные действия наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
Уголовный кодекс Российской Федерации также предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 НК РФ).
Состав уголовного правонарушения включает в себя уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере*.
* Под крупных размером в данном случае признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей (примечание к статье 199 УК РФ).
На основании изложенного можно сделать вывод о наличии в законодательстве Российской Федерации санкций за нарушение законодательства о бухгалтерском учете в виде административной и уголовной ответственности.
Рабочее место бухгалтера
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» понятие «рабочее место» определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям гигиены труда, а в соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, отвечающим требованиям охраны труда.
Организация рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» возложена на работодателя. На него же возложена обязанность по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
Требования к рабочему месту определяются соответствующими нормативными правовыми актами, утверждаемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Учитывая, что неотъемлемым атрибутом рабочего места любого бухгалтера является обязательное наличие персонального компьютера (именуется в законодательстве, как персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы), представляется целесообразным при организации рабочего места руководствоваться Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов санпин 2.2.2/2.4.1340-03», устанавливающего санитарные нормы и требования к условиям и организации рабочего места с использованием ПВЭМ.
Из содержания вышеназванного постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации можно выделить следующие требования к рабочему месту бухгалтера, оборудованного ПВЭМ:
1) при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
2) Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
3) Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
4) Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
5) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.
6) Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
7) Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Кроме того, представляется необходимым оборудовать рабочее место бухгалтера шкафами, а также разместить в помещении для повышения психологического комфорта комнатные растения, аквариум, кондиционер и ионизатор воздуха.
Перечень нормативных правовых актов, использованных при написании работы:
1. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации;
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
5. Налоговый кодекс Российской Федерации;
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации;
7. Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
8. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов санпин 2.2.2/2.4.1340-03».