Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Отчетность делится по видам, периодичности составления и предоставления и степени обобщения отчетных данных.
1.По экономическому содержанию отчетность бывает: 1.1. бухгалтерская 1.2. статистическая 1.3. налоговая 1.4. внутрихозяйственная
Статистическая отчетность - комплекс показателей (обобщенных) по, как правило, отраслям или видам хозяйственных операций. Цель - предоставление информации в органы государственной статистики для ее обобщения на региональном и федеральном уровне. Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь - налоговые органы.
Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.
Специализированная отчетность - система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности. По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется промежуточной.
2. По степени обобщения отчетных данных: 2.1. Индивидуальная отчетность 2.2. Сводная отчетность 3. По пользователям: 3.1. Внутренняя 3.2. Внешняя.
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода. Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.
Согласно приказу Минфина РФ от 13.01.2000г. № 4н « О формах бухгалтерской отчетности организации» при составлении отчетности следует руководствоваться следующими нормативными актами:
1.Федеральным законом от 21.11.96г. ,,О бухгалтерском учете,,
2.ПБУ 4/99 от 6.07.99г. № 43н ,,Бухгалтерская отчетность организации,,
3.Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденным 31.10.2000г. № 94н.
4.Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации - приказ Минфина РФ от 28.06.2000г.№ 60н
5.Иными положениями по бухгалтерскому учету и отдельными рекомендациями и указаниями Минфина России.
Составление квартальной отчетности.
Представляется в течение года ежеквартально, состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Хотя по желанию организация может представлять и иные отчетные формы, в том числе и пояснительную записку.
Основные требования, предъявляемые к отчетности:
1. Достоверность — информация должна отражать реальные хозяйственные операции, которые легко можно проверить.
2. Полнота — информация должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать все необходимые комментарии. Отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс).
3. Нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц.
4. Преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.
5. Существенность — все существенные показатели должны приводиться обособленно.
Несущественные показатели могут указываться агрегатными суммами с расшифровкой и разложением на части в пояснениях к отчетным формам.
Баланс показывает финансовый результат деятельности организации на определенную дату. В активе показывают инвестиционные решения организации, т.е. куда вложены средства. А в пассиве - за счет каких источников они финансируются: заемных или собственных.
При заполнении баланса исходим из того, что сальдо активного счета отражается в активе баланса. Сальдо пассивного счета отражается в пассиве баланса. Сальдо активно – пассивного счета отражается в зависимости от его вида: дебетовое сальдо в активе баланса, кредитовое сальдо в пассиве баланса.
Состав годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
6. Отчет о целевом использовании денежных средств (форма №6)
7. Пояснительную записку
8. Аудиторское заключение, если отчетность подлежит обязательному аудиту.
Составление годовой отчетности требует большой подготовительной работы.
Составление годового отчета требует проведение целого ряда мероприятий, а именно:
1. На предприятии объявляется инвентаризация;
2. Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;
3. Проводится аудиторская проверка при необходимости;
4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;
5. Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;
6. Реформируется баланс;
7. Готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой отчетности и утверждается годовой отчет;
8. Заполняются формы годовой бухгалтерской отчетности;
9. Пишется пояснительная записка к балансу;
10. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;
11. Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл;
12. Годовая отчетность сдается в Государственную налоговую инспекцию.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность необходимых учетных процедур. Эти процедуры включают: инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, списание стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в учетных регистрах. Основой для составления баланса являются учетные записи, подтвержденные сопроводительными документами.
При ведении журнально-ордерной форм учета бухгалтерский баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из ряда журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов. После подсчета оборотов и выведения остатков по всем счетам они сверяются с регистрами аналитического и синтетического учета и служат основанием для составления баланса.
Сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности предприятия должны отражаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с допущениями и требованиями, зафиксированными в учетной политике предприятия. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) отражает состав имущества организации и источники формирования на отчетную дату.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставлены с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух разделов («Внебюджетные активы» и «Оборотные активы»), пассив — из трех разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства»).
Первый раздел актива баланса «Внеоборотные активы» включает:
— нематериальные активы, которые отражаются по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;
— основные средства, которые отражаются по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации;
— незавершенное строительство (стоимость незаконченного строительства, осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способами, суммы авансов, выданных организацией в связи с осуществлением капитальных вложений, а также оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки) отражается по фактическим затратам для застройщика (инвестора);
Страницы: 1, 2