Государственная академия сферы быта и услуг
кафедра “Менеджмента и маркетинга в сфере быта”
Реферат по менеджменту на тему
Особенности японского менеджмента
студент IV курса
специальности 2301-02
“Информационный сервис”
шифр 2794-001
Володченко Е.В.
ГАСБУ 1998
СОДЕРЖАНИЕ
I. Японские принципы управления.
II. Японская философия управления.
III. Японские методы управления производством.
IV. Японские методы управления качеством.
I. Японские принципы управления
Японские специалисты в области менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
— система пожизненного найма;
— ротация по кругу (система должностного продвижения) ;
— организация начитается с обоснования цели;
— человек не только средство для достижения цели, человек сам — цель управления;
— ориентация на развитие организации;
— философия фирмы обязательна для всех;
— гибкая структура;
— групповой подход;
— должность не связана с окладом (дифференциация незначительна);
— упор на проведение обучения (деньги — в персонал);
— качество продукции превыше всего;
— ответственность групповая;
— заставляют трудиться условия, а не менеджер;
— новые молодые сотрудники — чистые листы бумаги ;
— уважение к фирме (семье), главе (отцу);
— группы психологически совместимые;
— «подсиживание» недопустимо.
Японский менеджмент утверждает, что надежность определяется тремя факторами: капиталом, материалами и людьми. Они являются источниками развития экономики, но их нужно использовать в совокупности, а не каждого в отдельности.
Качество управления можно проверить только путем оценки того, как управляющие используют все эти ресурсы для достижения определенных целей, что, собственно, и является основной задачей менеджмента. Основное назначение управления — связать воедино эти фактора, но при этом следует помнить, что важнейшим из них является человек.
Что касается рабочей силы, то следует отметить большое трудолюбие японского народа, а также популярность и высокий уровень народного образования, послужившие существенными факторами укрепления менеджмента
Групповая мотивация составляет суть традиционной характеристики японского управляющего. Здесь можно выделить три основных тенденции.
1. Пожизненный найм на работу.
— дух сотрудничества, дух гармонии;
— жизнь работников фирмы и вне ее составляет единое целое;
— способности руководителей и дар управления персоналом ценятся более высоко, чем только коммерческая сторона деятельности;
для гибкости фирмы создаются малые предприятия и филиалы;
— используют на других рабочих местах, если не пригоден, но не увольняют;
— различного рода компенсации, надбавки, гарантированная зарплата.
Фирму рассматривают как «живое существо», менеджеры и рядовые работники являются частью этого «существа», поэтому часть не может жить отдельно от компании. По этим причинам крах фирмы будет означать смерть как для управляющих, так и для других работников.
В основе пожизненного найма лежит групповое сознание японского народа.
2. Групповое управление.
Управляющие заботятся о мотивации групп людей. Говорят, что один американец работает лучше, чем один японец, а десять японцев работают лучше десяти американцев.
Между группами существует соревнование, но одновременно и сотрудничество. Ответственность каждой группы — индивидуальная. Большое распространение получила такая деятельность в группах как кружки качества.
3. Управление с помощью профессиональных управляющих.
Большинство предприятий и коммерческих организаций имеют форму акционерных обществ. Одной из черт управляющих в Японии является то, что на больших предприятиях их владельцы и управляющие — разные лица. Имея очевидное преимущество в искусстве управления, закаленные в применении метода «конкретных ситуаций», восприимчивые к компьютерам, в высшей степени уверенные в своей способности решать самые сложные проблемы, профессионально подготовленные люди занимают все уровни менеджмента.
Японский менеджмент исходит из того, что люди хотят работать и потому существует твердое убеждение, что:
— работа — источник удовлетворения;
— люди стараются, чтобы достичь целей, которые поставлены;
— важную роль играет стремление к самовыражению, удовлетворение самолюбия;
— люди готовы добровольно взять на себя ответственность;
— большинство людей обладает значительными творческими способностями;
—только часть интеллектуальных способностей людей используется на предприятиях.
Такое мировоззрение означает уверенность в положительных качествах характера человеческой натуры. Люди хотят и стремятся работать.
В связи с этим, важной задачей менеджмента является устранение препятствий и создание условий для достижения желаемых людьми целей.
Методы мотивации людей могут быть следующими.
1. Круг деятельности не ограничивается; содействие развитию такого отношения к работе, которое позволило бы выработать самому человеку динамичный, ориентированный на будущее подход. Чтобы добиться этого на практике, работа выражается в понятиях целей сроком на год. Целей примерно пять, они должны быть несколько выше способностей работника. Цели должны быть достаточно высокими.
2. Делегирование работы и обеспечение творческих начал. Задания не детализируются, обеспечивается полнота полномочий, работника не упрекают за неудачи.
3. Наблюдение за работой путем диалога. Отношения «вызов-ответ» означают взаимный обмен. Вызов означает что руководители первыми принимают меры к предотвращению трудностей и опасностей; ответ означает что руководители как можно скорее решают проблему поставленные подчиненными. Управляющий не должен уходить от ответов на назревшие вопросы или задерживать решение проблем.
4. Активизация связей путем личных контактов. Подчеркивается значение именно личных контактов, а не пересылки распоряжений.
II. японская Философия управления
Она складывается из ряда исходных положений.
1. «Деятельность, которую мы называем управлением, требует полной отдачи, в ней сконцентрирован человеческий интеллект и опыт. Человек, посвятивший себя управлению, занимает весьма почетное и вместе с тем ответственное положение, требующее полной самоотдачи и готовности пойти на самопожертвование». Социальная значимость роли менеджера велика.
2. Менеджер должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Дух открытости, способность быстрых преобразований, дисциплина и порядок в неизменном движении по пути совершенствования.
3. Важнейшей задачей менеджеров является реализация ответственности, возложенной обществом на современные корпорации. Для этого им приходится объединять различные, а иногда и противоположные интересы в одно целое.
Хотя извлечение прибыли остается основной целью деловой активности, необходимо уточнить, что понятие о прибыли расширилось и преобразовалось в понятие создания и увеличения различных благ.
Таким образом влияние менеджера распространяется непосредственно или опосредованно на все общество.
Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности. Они полагают, что только тогда, когда запросы личности вполне удовлетворены культурой отношений в корпорации, ее способности могут быть в полной мере использованы для труда, результаты которого в большинстве случаев бывают выдающимися.
Модель «человеческого потенциала» прививает каждому служащему сознание своей полезности, необходимости его информированности о планах компании с предоставлением возможности проявлять инициативу в текущих делах.
Важнейшей обязанностью менеджера считается умение объединять разрозненных, обладающих творческим потенциалом работников в процесс, который оказался бы эффективным. Имидж единоличного творца решений отвергается.
Таким образом, определяющие черты японской системы управления состоят в следующем.
1. Система пожизненного найма, при которой люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в компании, преданность.
2. Корпорация сильна лучшими сторонами своих сотрудников. Все могут вносить свой вклад.
3. Основной задачей менеджера является поддержание людей в их стремлении достигать групповых корпоративных целей.
Рассмотрим шесть признаков японского управления.
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2. Постоянное присутствие высших менеджеров на производстве.
3. Интенсивное общение руководителей и подчиненных, т. е. всех сотрудников.
Страницы: 1, 2