Рефераты. Особенности рынка в модели чистой монополии     Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде   Фирма-монополист может в коротком периоде как наслаждаться экономической прибылью, так и терпеть убытки (в зависимости от условий спроса и затрат). Рассмотрим теперь, как обстоит дело в длительном периоде. В условиях совершенной конкуренции в длительном периоде может изменяться не только масштаб производства на действующих фирмах, но и само количество фирм, функционирующих в отрасли. Совместное действие этих процессов неизбежно приведет к тому, что каждая фирма выбирает для себя такой объем производства, который обеспечивает минимально возможный при данных условиях уровень долгосрочных средних затрат. Таким образом, устремление всех фирм отрасли к максимальной прибыли сводится, в конечном счете, всего лишь к борьбе за выживание, где самое большее, чем может довольствоваться фирма в длительном периоде - нулевая экономическая прибыль. Это следствие свободы входа в отрасль и выхода из нее. Прибыль в данном случае играет лишь роль краткосрочного сигнала к входу в отрасль новых фирм (а убыток - к выходу из отрасли). С совершенно иной ситуацией мы сталкиваемся в условиях монополизированного рынка. Ведь фирма здесь сама и есть отрасль, вход в которую для других фирм закрыт с помощью тех или иных входных барьеров. Это не означает, конечно, что монополия не может вводить в действие новые заводы. Но заводы эти будут просто подразделениями фирмы-монополиста, а не самостоятельными субъектами рынка, служащими своим собственным интересам (извлечение максимальной прибыли), как в случае конкурентного рынка. Фирма-монополист, конечно, может (и обязательно будет) изменять масштаб своего производства в длительном периоде с тем, чтобы добиться максимально возможной величины прибыли. При этом ничто не мешает монополисту устанавливать такой объем выпуска, чтобы и в длительном периоде получать положительную экономическую прибыль, если только характер спроса и затрат таков, что получение этой прибыли в принципе возможно. Монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам. Какой же размер производства и объем выпуска выберет монополист для достижения этой цели? Объем выпуска будет характеризоваться проекцией точки пересечения кривых предельных затрат и предельного дохода. А размеры производства - уровнем средних затрат. Соответственно, если средние затраты фирмы чересчур велики в долгосрочном периоде и обеспечивают ей убыток, она встает перед выбором: уменьшать размеры производства или уходить из отрасли. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.  Поведение чистой монополии на рынке характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.
     Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию.  

Изменение объемов производства, цены, предельного дохода и прибыли в условиях монополии

Кол-во

Цена

Валовой доход

Предельный доход

Средние валовые издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

Прибыль(+)

убытки (-)

0

172

0

-

-

100

-

- 100

1

162

162

162

190

190

90

- 28

2

152

304

142

135

270

80

+ 34

3

142

426

122

113,3

340

70

+ 86

4

132

528

102

100

400

60

+ 128

5

122

610

82

94

470

70

+ 140

6

112

672

62

91,7

550

80

+ 122

7

102

714

42

91,4

640

90

+ 74

8

92

763

22

93,7

750

100

- 14

9

82

738

2

97,8

880

130

- 142

10

72

720

-18

103

1030

150

- 340

Данная таблица свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя-монополиста имеет нисходящую тенденцию: при цене 152 реализуются 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Чистая монополия может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это представляется причиной того, что предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы. Для второй единицы он уже равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится не только ко второму изделию, но и ко всем ранее выпущенным.
     Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход ему нужно получить и какую цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Если мы сравним наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а предельные издержки будут равны 80. Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.


Список использованной литературы
  1. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Манконелл К.Л., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999.
  4. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.