Стиль управления, который преобладает в японских компаниях, ориентирован на групповую деятельность. Упор при осуществлении управленческих воздействий делается на включение каждого, в том числе и руководителя, в деятельность группы. При этом создаются условия и принимаются специальные меры по налаживанию горизонтальных связей и механизмов координации как внутри групп, так и между всеми группами в масштабах компании, что значительно уменьшает возможность возникновения конфликтов. Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает человеком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосредственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью.
Японский управляющий должен не только понимать характер своих подчиненных, но и использовать их психологические особенности для интенсификации труда, не показывая при этом своего превосходства, а наоборот старательно демонстрируя полное (однако, показное) равенство и личную заинтересованность в успехах каждого члена руководимой им группы. Исходя из этого основной задачей японского менеджера является способность не заставлять подчиненных эффективно работать, используя методы бюрократического принуждения (приказы, распоряжения и т.п.), а ориентировать их деятельность в нужном направлении с помощью неявных методов воздействия, обеспечивающих добровольную ориентацию на максимальную отдачу их производственного и творческого потенциала. Обобщенный набор характерных черт японской и американской моделей управления можно представить, посмотрев табл.3.1.[Приложение 1]
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
Рыночная экономика России требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. В России большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики американского менеджмента крайне актуально.
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента, поэтому изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес.
Так, в результате исследования данной темы можно сделать следующие выводы.
Основными качествами персонала являются целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.
Также, при создании, ведении или улучшении дела американцы умеют оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды, в первую очередь это касается денежной и временной оценки. Ведь, время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время.
Американского стиль управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии обучающих технологий. Для этого существуют различного вида организации – школы управления; факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.
Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.
Лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, можно объяснить комплексным контролем качества. В соответствии, с которым качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.
Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций.
Итак, американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
С П И С О К И С П О Л Ь З О В А Н Н Ы Х И С Т О Ч Н И К О В
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999.- 414с.
2. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.- 451с.
3. Джон Шелдрейк, Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб: Питер, 2001.- 352с.
4. Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия.- М.: Астрель, 2004.- 332 с.
5. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Издательство "Финпресс", 1998.- 192с.
6. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – 468 с.
7. Кравченко. А.И. История менеджмента. – М: Академический проспект, 2003.- 560с.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.- 704с.
9. Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Уильямс, 2003.- 201с.
10. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.- 152с.
11. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. – 222 с.
12. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- М., ИНФРА-М, 1999.-373с.
13. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988. – 372 с.
14. Е. Комаров. «Черты американского стиля управления»// Управление персоналом.- 2000.- № 9.- С.27-30
15. Е. Моргунов. «Главный источник экономических успехов: беседа об американском менеджменте- интервью с Б. Мильнером»// Управление персоналом.-2003.- №9.- С.25-27
Приложение 1
Таблица 3.1.
Сравнительные характеристики американской и японской моделей управления
Американская модель
Японская модель
1. Индивидуальный процесс принятия решений
2. Индивидуальная ответственность
3. Четкая формализованная структура управления
4. Четкие формализованные - процедуры контроля
5. Индивидуальный контроль со стороны руководства
6. Быстрая оценка и продвижение
7. Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу
8. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума
9. Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов
10. Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными
11. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах
12. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов)
13. Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью
14. Краткосрочная занятость
1. Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
2. Коллективная ответственность
3. Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
4. Общие, неформальные процедуры контроля
5. Групповые формы контроля
6. Медленная оценка и продвижение
7. Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
8. Стиль руководства, ориентированный на группу
9. Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения
10. Личные, неформальные отношения с подчиненными
11. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
12. Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
13. Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (стаж работы, показатели работы группы и т. д.)
14. Долгосрочная занятость
Приложение 2
Рис.2.1.Особенности американского менеджмента
Рис.2.2. Деловитость
[1] Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. – 222 с.
[2] Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. – 222 с.
[3] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
[4] Е. Комаров. «Черты американского стиля управления»// Управление персоналом.- 2000.- № 9.- С.27-28
[5] Е. Комаров. «Черты американского стиля управления»// Управление персоналом.- 2000.- № 9.- С. 30
[6] Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – 468 с.
[7] Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия.- М.: Астрель, 2004.- 332 с.
[8] Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. / Ф.И. Шамхалов — М., 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6