Рефераты. Основные принципы функционирования ЦБ РФ

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.


Функция финансового агента правительства.


Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в

ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным

банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств.


 







































Заключение

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.

В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Эволюция регулирующей деятельности центрального банка прослеживается в большинстве зарубежных стран. Ее причины обусловлены общими закономерностями развития их экономики и особенностями трансформации денежно-кредитных и банковских систем.

Наиболее серьезные трансформации произошли в инструментах регулирования центральным банком денежного обращения: наблюдаются изменения в целях их применения (так, минимальные резервные требования все чаще способствуют созданию благоприятного фона, облегчающего восприятие рынком других регулирующих мер); изменилась роль отдельных методов - возросло значение операций на открытом рынке; модифицировались способы использования традиционных методов.

Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения. Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план, что отчетливо прослеживается на примере процентной политики центральных банков. Так, сохранилась общая направленность регулирования на изменение стоимости кредита. Вместе с тем на смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке.

В условиях развитого рынка денежное обращение отличается высокой приспособляемостью к мерам регулирования.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти,. предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности.

Важную роль в изменениях методов и инструментов регулирования центральными банками денежно-кредитной сферы в последние годы сыграли растущая интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков. Дополнительным стимулом развития межгосударственного регулирования явилось усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями темпов экономического развития отдельных отраслей и стран, неравномерностью темпов роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов.

В результате возникла необходимость в координации деятельности центральных банков, для предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции международ­ных капиталов. Центром межгосударственного регулирования банков­ской деятельности стал Банк международных расчетов (БМР), в рам­ках которого создан Комитет по банковскому регулированию и конт­ролю (Базельский Комитет). В рамках БМР разработаны рекоменда­ции по внедрению в странах - его участницах системы нормативов деятельности банковских учреждений и порядок контроля за ними.

В настоящее время наблюдается постепенный переход от системы координации денежно-кредитной и валютной политики государств - членов ЕС к формированию единой денежно-кредитной и валютной политики, требующей и создания соответствующего наднационального регулирующего института.

Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.

Денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка - путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.

Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.

В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.     «Банковское дело» под ред. Колесникова В.И., 2000

2.     «Курс экономической теории», Л.П. Кураков, 2005

3.      «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М.,

«Банки и биржа», 2001

4.     Электронные источники информации (www.cbr.ru).

5.     Консультант Плюс: Высшая Школа, 2004

6.     Энциклопедия (http://lib.mabico.ru/tm9.html)






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.