o Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.;
o Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г.
o и др.
Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.
Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости.
2. ВИДЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:
o совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
o мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
o обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
o активный поиск и подбор рабочих мест;
o финансирование создания новых рабочих мест;
o организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
3. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
o развитие людских ресурсов для труда;
o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
o создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
o поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
o обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
o координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
o координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:
o федеральный или общегосударственный,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7