- ОФК - 2239
Рис. 1.4. Структура органов Федерального казначейства
Функционирование вновь создаваемой системы планировалось начать с передачи ей вопросов финансирования федеральных расходов. В 1993 году предполагалось осуществить формирование руководящего состава территориальных органов. Однако в этом году казначейские органы были созданы только в 17 субъектах Федерации.
Наиболее успешными для становления органов Федерального казначейства были 1994-1995 годы. В этот период сформировалась развернутая периферийная сеть, были отработаны схема и порядок взаимодействия всех уровней управления федеральными бюджетными средствами, начато практическое исполнение федерального бюджета системой Федерального казначейства.
Таблица 1.2.
Динамика создания и развития органов федерального казначейства России
11993
11994
11995
11996
1997
1998
1999
2000
2001
Количество территориальных органов федерального казначейства, всего
В т.ч. в субъектах РФ
в городах и районах
37
1410
56
1354
1718
65
1653
2094
83
2011
2181
87
2230
2143
2234
2147
2239
2152
2248
88
2160
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету доходов федерального бюджета
2193
2212
2156
2161
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету средств федерального бюджета
2214
2226
2246
Количество казначейств, осуществляющих финансирование расходов через лицевые счета, открытые в органах казначейства
2202
2219
2237
Количество бюджетополучателей, финансируемых по смете
47831
49334
49521
49631
Количество БП, переведенных на финансирование через лицевые счета казначейства
37901
48091
48878
48951
С 1994 года территориальные органы Федерального казначейства стали сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе, вести учет и распределение федеральных доходов. С начала 1995 года казначейские органы в 20 субъектах Федерации работали с доходной частью бюджета, обеспечивая ежедневное расщепление и зачисление в каждый из уровней бюджетной системы причитающейся квоты. В 1997 году проделана большая организаторская работа по переводу всех бюджетополучателей из коммерческих банков в казначейство. В целом ситуация по становлению и развитию органов Федерального казначейства представлена в таблице 1.2 и на рисунке 1.5.
Рис. 1.5. Динамика количества территориальных органов федерального казначейства
По состоянию на 01 января 2001 года органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 года открыто управление Федерального казначейства по Республике Татарстан. С 01 января 2001 года на казначейскую систему были переведены флоты, отдельные армии и корпуса, с 01 июля 2001 года – крупные военные соединения. С 01 октября 2001 года был начат завершающий этап перевода воинских частей Министерства обороны на обслуживание в органы федерального казначейства. Таким образом, создание единой централизованной системы исполнения бюджета на всей территории России завершилось.
Органы казначейства Министерства финансов Российской Федерации, действуя в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных на них функций, обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями. Среди них следует перечислить учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и сборам, контрольно – ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты правопорядка и обеспечения законности и так далее. При взаимодействии указанных структур решаются следующие задачи:
- обеспечение достоверности данных по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
- устранение диспропорции при зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
- обеспечение сопоставимости учета и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым в бюджетную систему;
- использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения федерального бюджета;
- совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
- повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
- совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- реализация мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.
Важным аспектом управления государственными финансовыми средствами является тип учреждения, в котором казначейство держит счета бюджета. Если обратиться к зарубежному опыту, то практически везде – это центральные банки. Такой выбор объясняется двумя основными причинами. Во-первых, во многих странах Центральный банк является прямым или косвенным кредитором правительства, которое зачастую платит проценты по взятым ссудам. Тем самым, имея счета в Центральном банке, правительство может использовать их балансовые остатки для сокращения своей чистой задолженности и таким образом также сокращать свои финансовые издержки. Во-вторых, сбор бюджетных поступлений и оплата государственных расходов зачастую приводят к значительным изменениям в ликвидности, поэтому органам денежно – кредитного регулирования необходимо весьма тщательно контролировать эти финансовые потоки, с тем, чтобы в соответствующих случаях своевременно принимать денежно- кредитные контрмеры. Также известны случаи, когда счета казначейства размещены в частных коммерческих банках. Этот вариант является для государства более дорогостоящим, так как остатки на счетах бюджета в коммерческих банках не уменьшают задолженности перед Банком России.
Учитывая нестабильность экономики в России и связанное с этим неустойчивое состояние коммерческих банков, в нашей стране принят следующий порядок. Согласно статьям 155 - 156 Бюджетного кодекса РФ, органы казначейства держат счета в учреждениях Центрального банка России. В случае отсутствия на территории учреждений ЦБ РФ счета размещают в уполномоченных коммерческих банках (таблица 1.3).
Таблица 1.3.
Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства
На 01.07.97
На 01.10.98
На 01.01.99
Кол-во
%
В учреждениях Банка России
3266
65,1
3224
62,8
3272
63,1
В Сбербанке РФ
1331
26,5
1758
34,4
1849
35,6
В кредитных организациях
421
8,4
151
2,9
70
1,3
Всего:
5018
100
5133
5191
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11