Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России ¾ по обязательствам государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.
Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы). Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем.
II. Организация и структура управления центральным банком
Четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.
Высшим органом управления Банка Англии является директорат, возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских. Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий директоров (назначаемых в том же порядке) ¾ четыре года. За ущерб, возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г., члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их недобросовестность.
Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят управляющий, его заместитель и пять директоров.
Организационное строение Банка Италии характеризуется известной сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из 12 членов и председателя. Центральный совет проводит в жизнь решения Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель ¾ министр казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и решения которого обязательны для государственного банка.
Местонахождение центрального банка Италии ¾ г. Рим. Здесь расположены центральные органы управления банком. Система центрального банка включает в себя подразделения его центральных органов и 97 отделений, расположенных в главных городах провинций, ряд представительств за рубежом.
В соответствии с уставом центрального банка система его руководящих органов включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров, Исполнительный комитет и Совет аудиторов.
Общее собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под председательством главы Совета директоров. В работе общего собрания участвуют акционеры, каждый из которых владеет по меньшей мере 100 акциями в течение 3-х месяцев. Акционеры, владеющие акциями, число которых колеблется от 100 до 500, имеют один голос на общем собрании; каждые 500 акций свыше 500 дают один дополнительный голос. Основные функции общего собрания ¾ утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов.
Директоров выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах, сроком на 3 года. Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же должность вновь. Совет директоров осуществляет общее управление делами банка, а также назначает председателя, генерального директора и двух заместителей генерального директора.
Эти назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики, издаваемым по предложению премьер-министра, с одобрения министра казначейства и с учетом мнения Совета Министров.
При решении особо важных вопросов Совет директоров проводит консультации с Исполнительным комитетом, включающим в себя четырех директоров, которые назначаются на эти должности ежегодно. Председатель Совета директоров одновременно является председателем Исполнительного комитета. На заседаниях Совета директоров и Исполнительного комитета присутствуют генеральный директор (с правом совещательного голоса), два заместителя генерального директора и председатель ¾ министр казначейства.
Непосредственное управление банком осуществляет директорат, возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в директорат входят генеральный директор и два его заместителя.
Федеративный характер США находит свое отражение в структуре организации банков Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из трех классов ( все данные должности выборные): А – три члена от банковских кругов; В – три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и промышленности и С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР.
Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С ¾ должностные лица, директора и служащие банков.
БФР как полномочная корпорация может:
1) утвердить и использовать печать корпорации;
2) обладать имуществом;
3) заключать сделки;
4) искать в суде и быть ответчиком, подавать жалобы, защищаться в суде общего права или права справедливости;
5) назначать Советом директоров президента, вице-президента;
6) определять Советом директоров устав соответствующий закону и регулирующий порядок ведения общей предпринимательской деятельности;
7) получать по вкладам казначейства Соединенных Штатов в любых облигациях Соединенных Штатов от контролера денежного обращения обращающихся бланковых векселей.
Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов: Совета управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального комитета по операциям на открытом рынке.
Совет управляющих системой Федерального резерва состоит из семи членов, назначаемых президентом по совету и с согласия Сената. Срок полномочий каждого члена Совета управляющих ¾ 14 лет. Повторное избрание одного и того же лица на эту должность исключается. Признается незаконной практика занятия членами Совета управляющих любой должности в одном из банков-членов.
Обычно Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих вопросов кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций, возложенных на него Конгрессом США, и рассмотрения административных вопросов, связанных с деятельностью как самого Совета управляющих, так и всей системы Федерального резерва.
По закону Совет управляющих наделен следующими полномочиями:
1) инспекция деятельности любого банка Федерального резерва и любого банка ¾ члена системы Федерального резерва;
2) разрешать или требовать переучета банками Федерального резерва уже дисконтированных другими банками Федерального резерва ценных бумаг по учетным ставкам, определяемым Советом управляющих;
3) приостанавливать на срок не более тридцати дней действие требования об обязательных резервах;
4) контролировать и регулировать через Бюро под руководством контролера денежного обращения выпуск и изъятие из обращения билетов Федерального резерва;
5) увеличивать число городов Федерального резерва вследствие создания в них национальных банковских ассоциаций или исключения ряда городов из списка городов Федерального резерва;
6) приостанавливать деятельность должностных лиц или директоров какого-либо банка Федерального резерва или отстранение их от должности;
7) требования представления выписок касательно активов баланса, вызывающих большое сомнение;
8) приостанавливать операции банка Федерального резерва, идущие с нарушением законов, брать на себя руководство или ликвидировать его или преобразовывать;
9) осуществлять общее руководство банками Федерального резерва;
10) передавать некоторые свои функции, кроме самых важных, таких, как определение кредитно-денежной политики, одному или нескольким членам Совета управляющих или служащим этого совета или банкам Федерального резерва;
11) осуществлять наем уполномоченных, экспертов, помощников, клерков и иных служащих по мере надобности для своей успешной работы. Заработная плата устанавливается Советом управляющих;
устанавливать нормы обязательного резерва для каждого округа Федерального резерва и периодически пересматривать их.
12) пересматривать и утверждать правила о передаче фондов и обязательств между банками Федерального резерва и их филиалами и выступать, по своему усмотрению, расчетной палатой для таких банков Федерального резерва.
Совет управляющих является сложным органом: в его составе находится четырнадцать подразделений:
1. Секретариат, возглавляемый секретарем, высшим должностным административным лицом. Секретариат осуществляет руководство кадрами всех подразделений Совета управляющих и БФР. Через секретариат идет вся корреспонденция, он же ответствен за ведение протоколов собраний.
2. Юридическая служба, возглавляемая Главным консультантом Совета управляющих. Задача службы ¾ представление разъяснений и дача рекомендаций по всем обсуждаемым в Совете управляющих вопросам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11