Рефераты. Организационно правовые формы предприятий

Организационно правовые формы предприятий

Тверской государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по экономике

 

на тему

 

“Организационно правовые формы предприятий”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ермаков А.В.

Тверь 1999.

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

План

 

                     1.   Основные понятия и определения.       ( стр. 2)

                            1.1.     Отношения между предприятием и

        фирмой.     ( стр. 4)

                   1.2.     Классификация предприятий.    ( стр. 4)

 

               2.   Организационно-правовые формы

             предприятия.     ( стр. 5)

2.1.         Хозяйственные товарищества и

         общества.       ( стр. 5)

          2.2.    Другие организационно-правовые

          формы.            ( стр. 9)

 

               3.  Заключение.        ( стр. 11)

 

               4.  Глоссарий.            ( стр. 12)

 

               5.  Приложение.          ( стр. 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия и определения.

 

Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в пер-вой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприя-тие» и т. д. Наверное все слышали про печально известную фирму АО «МММ», кото-рая являлась акционерным обществом.

 Цель данной работы – это попытка разобраться, что означают эти термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затраги-ваются.

            В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения.

            Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского се-ктора. Предприятие как правило является юридическим лицом, однако, как будет пока-зано ниже, это утверждение не всегда верно.

            Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйст-венном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осущест-влять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обя-занности, быть истцом и ответчиком в суде.

            Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным аттрибутам, установленным законодательством  соот-ветствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существую-щему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании иму-щества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в от-ношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридичес-кие лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, пред-ставляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные коопера-тивы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собст-венности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитар-ные предприятия.

            Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель ко-торых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не свя-зана с извлечением прибыли – некоммерческие организации.

            Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут со-здаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных коопера-тивов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

            Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собствен-ности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой дея-тельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и ока-занию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

            Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъ-ект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

            Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собст-венности и хозяйствования.

            Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует фак-торы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к полу-чению максимальной прибыли.

 

1.1.   Отношения между предприятием и фирмой.

 

            В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия различают. За рубежом предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.

            Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными пу-тями:

     1) Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территори-ях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.

      2) Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).

Конкретные пути реализации отношений:

      а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые произво-дят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увели-чивается;

      б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

      в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

            В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.

 

                        1.2.    Классификация предприятий.

 

            Предпринимательский сектор национального хозяйства как правило содержит огромное количество предприятий, которые можно для удобства, для определенных це-лей экономического анализа, сгруппировать по определенному ряду признаков. Наибо-лее распространенными являются группировки, классификации, по формам собствен-ности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по до-минирующему фактору производства, по правовому статусу.

            Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии и объ-ема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на малые, сред-ние и крупные.

            В Российской Федерации более всего распространены малые предприятия: на них приходится около 60 процентов от общего числа российских предприятий. В раз-ных странах малое предприятие определяют различным образом. По Закону «О госуда-рственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает определенных показателей: для розничной торговли и бытового обслу-живания этот показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 че-ловекам, для научно-технической сферы и сельского хозяйства - 60 человек, для строи-тельного бизнеса и в промышленности он составляет 100 человек.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.