Рефераты. Олигополия

         Рис. .3   Ценообразование за лидером

         на рынке  гомогенного блага

предельной выручки и предельных затрат лидера опреде­ляет цену pl, которая установится на данном рынке. По этой цене аутсайдеры предложат Qa, а лидер —ql ед. про­дукции. По построению qa + qb = Qå , т.е. pl является равновесной ценой.

Для алгебраического представления ценообразования за лидером примем, что отраслевой спрос характеризуется формулой Q^D = а - bР, функция общих затрат всех аутсай­деров имеет вид ТСA = 0.25QA^2, а лидера — ТСl = k + lql, где qa,ql соответственно выпуск аутсайдеров и лидера.

Аутсайдеры определяют объем своего предложения из равенства              Р = МСa, т.е. Р = 0.5QA. Следовательно, их функция предложения имеет вид QA^S = 2Р. Тогда функ­ция спроса на продукцию лидера представляется формулой QL^D = q^d -QA^S = a - bP - 2Ð = a - P(b + 2). Соответ­ственно функция цены спроса на продукцию лидера имеет вид Р = (a - QL)/(b + 2). Следовательно, общая выручка лидера определяется по формуле TRL = (аQL - QL^2)/(b+2), а предельная выручка — MRL = (a - 2QL)/(b + 2). Из ра­венства mrl = МСL определяется объем выпуска лидера:

(a - 2QL) / (b + 2) = l Þ QL = (a - (b + 2)l) / 2.

Подставив этот объем выпуска в уравнение цены спроса на продукцию лидера, найдем равновесную цену:

P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.

Иной характер приобретает лидерство на олигопольном рынке гетерогенного блага. Дифференциация про­дукта ослабляет взаимозависимость олигополистов. Специ­фическое положение олигополиста на рынке гетерогенного блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами. Во-первых, спрос на его продукцию представляется ломаной линией, показанной на рис.4. При изменении цены в интервале , Р’’} монополистический конкурент находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Р’’, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т. е. будет покупать другую разновидность данного блага. Поэтому по цене P2 у него купят не Q2, a Q1. Соответственно, если цена будет ниже Р, например P1, то за счет привлечения части покупателей своих кон­курентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4. Во-вторых, конкуренция между олигополистами, про­изводящими дифференцированные блага, сопровождается вертикальным смещением кривой спроса на их продукцию. Обнаружив уменьшение спроса на свою продукцию, олигополисты в отличие от монополистических конкурентов снижают не объем выпуска, а цену. Когда одна из фирм опускает цену ниже Р, тогда ее конкуренты, обнаружив отток покупателей, тоже снизят цену и вернут потерян-

        Рис. 4. Кривая спроса олигополии

        на рынке гетерогенных благ в

        коротком периоде. 

ных покупателей. В резуль­тате инициатор снижения цены по цене Р1 (рис.4) сможет продать только Q3. Это означает, что кривая спроса на его продукцию сме­стилась вниз. Поэтому олигополист на рынке гетероген­ного блага видит перед собой постоянно смещающуюся ломаную кривую спроса (рис. 5). Таким образом, если на рынке монополистической конкуренции   воздействие конкурентов  на рыночную позицию отдельной фирмы проявляется в виде горизон­тального смещения кривой спроса на ее продукцию, то на олигопольном рынке гетерогенного блага влияние конкурентов на рыночную позицию отдельного производителя выражается в виде вертикального сдвига кривой спроса на его выпуск. Остановимся на этом подроб­ней.

В алгебраическом виде функция спроса на продукцию олигополиста, производящего гетерогенное благо, записывается так:

                                                         a - bP + c (P’’ - P),    если   P > P’’,

                                                         Q^D     =         a - bP,                        если   P’’ >= P >= P’,                                                                    a - bP + c(P’’ - P),     если   P’ > P

Рис. 5  Кривая спроса олигополии

на рынке  гетерогенных благ в

длинном периоде.

На олигопольном рынке гетерогенного блага зависи­мость спроса на продукцию одной фирмы от цен на про­дукцию ее конкурентов про­истекает из взаимозависимо­сти границ монопольных участков кривых спроса, т. е. от взаимозависимости значе­ний Pi’, Pi’’. Рассмотрим это на примере двух фирм: А и В.

На рис. 6 изображены кривые спроса на их продук­цию. До тех пор пока фирма меняет цену в своем интервале ’’}, объем выручки ее конкурента не изменяется. Но если, например, фирма В снизит цену до РB,1 < рв', то увеличение спроса на ее про­дукцию в размере, представленном отрезком h, произой­дет за счет части бывших клиентов фирмы А. Поэтому при системе цен pa,o, pb,i объем продаж фирмы А сокра­тится на величину h. На рис. 6 это отображается тем, что фирма А “соскочила” со своего монопольного участка кривой спроса. Чтобы возвратить покинувших ее покупате­лей (возвратиться на монопольный участок кривой спроса), фирме А нужно снизить цену на свою продукцию. Так объясняется смещение кривой спроса на продукцию фирмы вниз (da,o >^ da,1).

Поскольку приращение объема спроса за счет “чужих” покупателей у одной фирмы равно сокращению объема спроса у другой, то выход за пределы монополистического участка кривой спроса одной



фирмы сопровождается анало­гичным выходом другой. По мере того как цена на продукцию одной фирмы приближается к своему нижнему значе­нию Р, кривая спроса второй фирмы смещается так, что ис­ходная цена на ее продукцию приближается к своему верх­нему значению Р’’. Но если при установлении равенства РB = РB одновременно достигается и равенство РA = РA’’, то границы монопольных участков кривых спроса на продук­цию фирм находятся в следующем соотношении:

(PA’’ - PA) / (PA - PA’) = (PB - PB’) / (PB’’ - PB)

Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию одного производителя гетерогенного блага при изменении цены на продукцию его конкурента.

Смещение кривых спроса на продукцию олигополистов отражает тот факт, что в ходе “войны цен” фирмам уда­ется сохранить свой контингент покупателей. В результате смещения кривых спроса цена равновесия на олигопольном рынке гетерогенного блага всегда оказывается внутри интервала ’’}, т. е. на монопольном участке кривых спроса.

При такой рыночной структуре нет постоянного лидера, доминирующего над остальными конкурентами по объему  производства или средним затратам. Лидером выступает та фирма, которая лучше других ориентируется в конъ­юнктуре рынка и предлагает цену, наиболее выгодную для производителей в данный момент. Такое лидерство, в отли­чие от доминирующего, называется барометрическим. Ба­рометрический лидер не приобретает долговременных пре­имуществ перед другими фирмами, функционирующими в отрасли.


1.6. Твердость цен и ломаная кривая спроса.

 

Неизменность цены можно  объяснить, если отдельные фирмы считают, что их соперники не последуют за любым приростом цены. В то же время они предполагают, что те последуют за любым снижением их цены. При этих обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая отдельная фирма, имеет странную форму.

           Берется уже установленная цена. Допустим, что фирмы  отрасли, думают, что спрос на их товар будет весьма эластичным, если они поднимут цены, т.к. их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они исходят и из того предположения, что, если они понизят цены, то спрос станет неэластичным, т.к. остальные фирмы тоже понизят цену. Резкое изменение эластичности спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы.


Рис.7

 





              Р 

 


                                          А                       МС2

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.