Рефераты. Оценка финансового состояния организации на примере предприятия в стратегической деловой игре "Никсд...
Даже при наличии значительных убытков
предприятие, по условиям игры, не прекращает свою деятельность, и возможность
проникновения на рынок новых конкурентов исключена. Оценка деятельности
участников деловой игры «Никсдорф Дельта» предполагает сравнение результатов
отдельных предприятий, достигнутых в одинаковых для всех конкурентов условиях.
Для комплексной количественной оценки
состояния предприятия может быть использован интегральный показатель I, который
рассчитывается в каждом периоде игры и предназначен для ранжирования участников
игры в зависимости от результативности принимаемых ими решений (Приложение 7).
При расчете показателя I исходными данными
могут выступать финансовые коэффициенты, производственные показатели,
отражающие эффективность использования ресурсов, и статистические показатели
рыночной конъюнктуры, например, доля рынка. Значение комплексного интегрального
показателя рассчитывается на основе метода расстояний. Данный метод
рассматривает совокупность значений финансовых показателей как точку в n-мерном
пространстве, координатами этой точки являются величины коэффициентов, принятых
для сравнения (Порядок расчета показателя указан в приложении 5).
В качестве коэффициентов при вычислении I
могут быть выбраны рассчитанные по результатам текущего периода игры значения
следующих показателей:
• собственный капитал;
• доходность совокупного и собственного
капитала;
• оборачиваемость активов;
• рентабельность оборота;
• квота собственного капитала;
• коэффициент финансовой устойчивости;
• коэффициент текущей ликвидности;
• курс акций по балансовой стоимости;
• курс акций по обобщенной стоимости;
• курс акций по тезису прибыли;
• курс акций по дивиденд - тезису;
• доля рынка предприятий;
• операционный поток платежей и его доля в
обороте;
• потенциал снижения издержек.
характеризующие
различные стороны деятельности участников игры с точки зрения обеспечения
прибыльности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
предприятия.
Для каждого из показателей, заданного
руководителем игры в качестве одного из элементов комплексной оценки,
выбирается его наилучшее значение.
Таким образом, в каждом периоде игры
определяются координаты точки, соответствующей абстрактному
предприятию–эталону, имеющему самые высокие значения всех коэффициентов. Геометрическое
расстояние от точки, соответствующей отдельному предприятию, до точки предприятия-эталона
является количественной характеристикой, позволяющей комплексно оценить
деятельность участников игры и определить место конкретного предприятия среди
конкурентов. Расстояние может быть рассчитано по абсолютным значениям
коэффициентов или по их нормированным значениям.
Таким образом, комплексный интегральный
показатель I дает возможность определить положение предприятия по отношению к
конкурентам независимо от развития общей экономической ситуации в ходе игры.
Основной целью функционирования большинства
организаций во всём мире является получение прибыли. Для этого предприятие
увеличивает свою долю рынка и снижает издержки. Это выражается в проведении
более грамотной и умелой маркетинговой политике и составления более эффективной
производственной программы.
Кроме этого предприятию необходимо более продуманно
подходить к управлению денежными потоками на предприятии. Увеличение
кредиторской задолженности на предприятии не очень нравиться кредиторам и
собственникам (акционерам), что может привести к проблемам финансирования
операционной деятельности. Наличие большого количества свободных денежных
средств на счетах предприятия, как правило, говорит не о том, что у предприятия
хорошо обстоят дела с финансированием, а о том, что предприятие расточительно
использует денежные ресурсы.
Двумя основными показателями работы
предприятия являются показатели рентабельности капитала и текущая ликвидность.
Очевидно, что для увеличения этих показателей нужно увеличивать прибыль и
оборотные средства, и снижать валюту баланса вместе с краткосрочными
кредиторскими обязательствами. Эти вещи взаимно противоположные: увеличение
первой группы ведёт к увеличению второй; точно так же попытки снизить вторую
группу ведут к снижению первой.
Найти оптимальное соотношение между этими
значениями – основная цель финансового менеджмента на предприятиях в настоящее
время.
Безусловно, интерес к подходам, методам и
процедурам оценки финансового состояния предприятий с развитием рыночной среды
в российских условиях будет только возрастать. С необходимостью должны
появиться модели и алгоритмы, построенные на данных отечественной финансовой
статистики, ориентированные на российские принципы учета и специфику деловой
активности. Подобная деятельность рано или поздно потребует построения стройной
единой теории финансовой оценки с глубокой проработкой фундаментальных
положений, аксиоматики, фиксацией специфического лексикона, выработкой
механизмов построения выводов и обоснования финансовых решений.
В данной работе предпринята попытка
рассмотреть наиболее интересные идеи в оценке финансового состояния, которые
нашли признание в мировой экономической науке и практике, некоторым образом
классифицировать существующие методики, адаптировать их расчетные алгоритмы к
российской специфике и сформировать на их основе комплексную систему оценки
финансового состояния, которая позволила бы всесторонне изучать финансовые
грани предприятий и, в конечном итоге, способствовала бы повышению общего
качества принимаемых управленческих решений как на уровне отдельных
подразделений, так и в экономике в целом.
1. Бородкин К. В. «Комплексные методы финансовой диагностики». – Воронеж:
Воронежский Государственный Университет. – 2002. – 183 с.
2. Велесько Е. И., Быков А. А., Неправский А. А. «Система имитационного
моделирования управления предприятием: Деловая игра «Дельта»»: Учеб. пособие. –
Мн.: Белфранс. – 1997. – 107 с.
3. Ковалёв А. И., Привалов В. П. «Анализ финансового состояния
предприятия». – Издание 2-е, переработанное и дополненное – М.: Центр экономики
и маркетинга. – 1997. - 192 с.
4. Рудая И. Л. «Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»»: Учеб.
пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2002. - 280 с.
5. Рудая И. Л. «Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»»: Учебное
пособие . – М.: ЗАО «Анда». – 2000. - 116 с.
6. Рудая И. Л. «Управление предприятием в деловой игре «Никсдорф Дельта»»:
Учебное пособие. – М.: Мос. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. –
2001. - 149 с.
7. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. «Методика финансового
анализа». – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М - 2001. – 208 с.
Пользователи
Сфера экономических
интересов в оценке
Собственники
Оценка целесообразности произведенных затрат и
достигнутых финансовых результатов финансовой устойчивости и
конкурентоспособности, возможностей и перспектив дальнейшего развития,
эффективности использования заемных средств, выявление убытков,
непроизводительных расходов и потерь, составление обоснованных прогнозов о
финансовой состоятельности предприятия.
Акционеры
Анализ состава управленческих расходов и оценка их
целесообразности, анализ формирования прибыли, анализ убытков, непроизводительных
расходов и потерь, структурный анализ расходования прибыли на накопление и
потребление, оценка эффективное и проводимой дивидендной политики.
Банки
и кредиторы
Оценка состава и структуры имущества предприятия,
анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия,
оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ
состава, структуры и соотношения дебиторской и кредиторской задолженности,
оценка расчетов по ранее полученным краткосрочным и долгосрочным кредитам и
займам.
Поставщики и покупатели
Оценка ликвидности текущих обязательств, наличие
просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей, анализ и оценка
структуры оборотных активов, оценка платежеспособности и финансовой
устойчивости.
Налоговые инспекции
Оценка достоверности данных о налогооблагаемой базе
исчисления федеральных и местных налогов и их перечисления в бюджет
Внебюджетные фонды
Оценка достоверности информации о среднесписочной
численности работающих предприятии и начисленного фонда оплаты труда,
оценка своевременности расчетов с внебюджетными фондами.
Инвесторы
Оценка эффективности использования собственного и
заемного капитала, дебиторской и кредиторской задолженностей, имущества
предприятия, активов, анализ степени ликвидности погашения краткосрочных и
долгосрочных обязательств, финансовой устойчивости. анализ и оценка
эффективности долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений за счет
собственных средств предприятия.
Наемная рабочая сила
Оценка динамики объема продаж, затрат на
производство продукции, выполнения производственных заданий и соблюдения
трудового законодательства по оплате труда, предоставлению трудовых и
социальных льгот за счет чистой прибыли предприятия.
1. Сумма хозяйственных средств = 300
2. Доля основных средств в активах = 120/300
3. Величина собственных оборотных средств = 290 – 230 – 690
4. Манёвренность собственных оборотных средств = 260/(290-230-690)
5. Коэффициент текущей ликвидности = (290-230)/690
6. Коэффициент быстрой ликвидности = (290-210-220 -230)/690
7. Коэффициент абсолютной ликвидности = 260/690
8. Доля оборотных средств в активах = (290-230)/300
9. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме = (290-230
-690)/(290-230)
10. Доля запасов в оборотных активах = (210+220)/290
11. Доля собственных оборотных средств = (290-230-690)/(210+220)
12. Коэффициент концентрации собственного капитала =490/300
13. Коэффициент финансовой зависимости = 300/490
14. Коэффициент манёвренности собственного капитала = (290-230-690)/490
15. Коэффициент концентрации заёмного капитала = (590
+ 690)/300
16. Коэффициент структуры долгосрочных вложений =
590/(190 +230)
17. Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств = (590 +690)/490
18. Фондоотдача = ф.2 010/120
19. Оборачиваемость собственного капитала ф.2 010/490
20. Оборачиваемость совокупного капитала ф.2 010/300
21. Чистая прибыль = ф.2 010
22. Рентабельность продукции = ф.2 050/ ф. 2 010
23. Рентабельность совокупного капитала = ф.2 190/300
24. Рентабельность собственного капитала = ф. 2 190 /490
25. Период окупаемости собственного капитала = 490/ф.2 190
Коэффициент
Альтмана (2 факторный):
Z= -0,3877-1,0736*(290/690) + 0,0579*(300/490)
Если Z=0, то вероятность
банкротства = 50%
Если Z>0, то
вероятность банкротства > 50%
Если Z<0, то
вероятность банкротства < 50%
Коэффициент
Альтмана (5 факторный):
Z=1,2*((290-690)/300)+1,4*(ф.2 190)/300 +
3,3*((ф. 2 050)/300)+ 0,6*(цена акции/(590+690))+ ф.2
010/300
Если Z<1,81 –
организация банкрот.
Если Z>2,99 –
финансово устойчивое предприятие.
Если Z<=2,99 и Z>=1,81 – неопределённость.
Модель
Таффлера
Z = 0,53 * (ф.2 050 / 690) + 0,13 * (290 / (690 + 590)) + 0,18 * (690 / 300) + 0,16 * (ф.2 010 / 300)
Если Z>0,3 – финансово
устойчивое предприятие
Если Z<0,2 –
организация банкрот.
Модель
ИГЭА
R=8,38 * (290/300) + (ф. 2 190/490) +
0,054 * (ф.2 010/300) + 0,63 * (ф.2 190/(ф.2 020+030+040+070+100+130))
Если R < 0 –
максимальная (90 – 100%)
Если R > 0 и R < 0,18 – Высокая (60 - 80%)
Если R > 0,18 и R < 0,32 – Средняя (35% - 50%)
Если R > 0,32 и R < 0,42 – Низкая (15% - 20%)
Если R > 0,42 –
Минимальная (до 10%)
Показатели
для оценки финансового состояния предприятия как заемщика на основе «Регламенте
предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами»
S = 0.11*(260/690) + 0.05*((260+250+240)/690)
+ 0.42*(290/690) + 0.21 * (490/(590+690)) + 0.21*(ф. 2 050/010)
Если S < 1 - заёмщик
относится к 1 классу.
Если S > 1 и S < 2,42 - заёмщик относится ко 2 классу.
Если S>=2,42 – Заёмщик
относится к 3 классу.
Метод
суммы мест
Положение организаций определяется исходя из
суммы мест, которые они занимают по определённым показателям. Чем меньше сумма,
тем предприятие имеет более высокий рейтинг.
Метод
коэффициентов значимости[1]
Для каждого показателя определяется
коэффициент значимости, а затем рейтинг организации определяется по формуле:
R =, где k-коэффициент, x- показатель, n – количество показателей.
Метод
средней геометрической
Среди всех показателей находится средняя
геометрическая величина.
Метод
расстояний
1. Исходные данные представляются в виде матрицы Aij
, таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i=1, 2, 3 … n), а по столбцам номера предприятий (j=1, 2, 3 …m).
2. По каждому показателю находится оптимальное значение и заносится в
столбец условного эталонного предприятия m+1.
3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении показателя
эталонного предприятия:
Если
оптимальный i показатель для j
предприятия = maxij, то: xij = aij/maxij,
Если
оптимальный i показатель для j
предприятия = minij, то: xij = minij/aij.
4. Для каждого предприятия итоговая оценка находится по формуле расстояний
в n мерном пространстве.
, или
Рисунок 1 "Диаграммы в ДИ "Дельта""
Пример использования диаграмм в деловой
компьюторной игре «Никсдорф Дельта». Для каждого из 6 предприятий показана
задолженность в каждом квартале (По условиям игры в начале предприятия
находяться в равных условиях).
Рисунок 2 "Комплексная оценка в ДИ
"Дельта""
Пример применения комплексной оценки для
ранжирования предприятий. Так как предприятия действуют как правило в одних и
тех же масштабах лидер часто меняется.
[1] Использовать коэффициент значимости можно во всех методах, для
увеличения (уменьшения) влияния отдельных показателей.
Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник обязательна.