Рефераты. Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению

Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИБО ПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЮ


Введение

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). В настоящее время в законодательстве закреплено понятие только обязательного аудита, которым согласно ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями от 14.12.2001, 30.12.2001) является ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В Законе указаны случаи, при которых необходим обязательный аудит. Возникновение обязанности проводить ежегодную обязательную аудиторскую проверку обусловлено спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые (в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации) требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

В частности, обязательный аудит проводится в случаях, если:

- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. В данном случае Закон N 119-ФЗ корреспондирует с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно п.3 ст.88 Закона N 208-ФЗ перед опубликованием обществом годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами;

- организация является кредитной организацией <1>, страховой организацией или обществом взаимного страхования <2>, товарной или фондовой биржей <3>, инвестиционным фондом <4>, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами <5>, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц <6>;

- объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз МРОТ;

- организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием <7>, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности по объему выручки от реализации продукции или по сумме активов баланса превышают установленный законодательством об аудите предел. При этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

- фирамам делающим на заказ в интернете рефераты, как эта работу, которую даже не удосужились прочесть;

- обязательный аудит в отношении указанных организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом. Настоящий пункт закреплен в Законе N 119-ФЗ с учетом динамичности российского законодательства и возможности возникновения условий для проведения обязательного аудита в перспективе. В этом случае не потребуется вносить изменения в Закон N 119-ФЗ. Примером в данном случае может служить Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями от 23.06.2003), в силу ст.28 которого финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (прежде обязанность профессиональных объединений проводить обязательный аудит в законодательстве Российской Федерации не предусматривалась).

Проблематика вопроса

Необходимость обязательной ежегодной аудиторской проверки закреплена и в Федеральном законе от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", в ст.16 которого предусмотрено, что годовой отчет финансово-промышленной группы составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы. Также необходимость наличия аудиторского заключения по результатам ежегодного обязательного аудита закреплена в Законе Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями на 21.03.2002), в силу ст.28 которого среди документов потребительского общества, подлежащих хранению, указано заключение аудиторской организации. Сделай паузу – вкушай кофе.

Обязательный аудит, который проводится независимыми аудиторскими организациями, уполномоченными на то в силу закона и не имеющими права заниматься иной деятельностью помимо аудита и сопутствующих ему услуг, является гарантией обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе предпринимательской, деятельности <8>.

Аудитором, т.е. лицом, непосредственно осуществляющим аудит, согласно ст.3 Закона N 119-ФЗ является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Таким образом, законодательно закреплены повышенные требования к квалификации аудиторов, участие уполномоченных федеральных органов в процессе аттестации претендентов на право аудиторской деятельности, т.е. государство участвует в формировании круга аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе осуществлять аудиторскую деятельность только после получения специального разрешения (лицензии) (ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями на 26.03.2003).

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный согласно федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В данном случае, учитывая характер аудиторского заключения и статус лиц, проводящих аудит, следует согласиться с точкой зрения, что на аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя <9>.

Именно поэтому важным является вопрос об ответственности участников аудиторских отношений за нарушение законодательства об аудите. Необходимо выделить следующие ее виды:

- уголовная (ст.202 "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами" и ст.171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ);

- административная (ст.14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" КоАП РФ);

- гражданская.

В данной статье рассматривается вопрос об ответственности аудируемых лиц за нарушение законодательства об аудите в части требования о проведении ежегодного обязательного аудита. Заметим, что в настоящее время при подробной законодательной регламентации проведения обязательного аудита российским законодательством не установлена ответственность за уклонение от проведения либо за препятствование проведению обязательного аудита. В результате на практике возникает много вопросов о применении данной ответственности.

До вступления в силу Закона N 119-ФЗ (1 сентября 2001 г.) в п.7 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 26.11.2001), содержалась норма, по которой уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекло за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, штрафа:

- с экономического субъекта в сумме от 100 до 500 МРОТ;

- с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100 МРОТ.

Аналогичная норма была закреплена в п.3 ст.21 Закона N 119-ФЗ (с изменениями от 14.12.2001), согласно которой уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влекли взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ. Взыскание штрафов должно было производиться в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за данные правонарушения. Однако Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" п.п.2 - 4 ст.21 Закона N 119-ФЗ были признаны утратившими силу с 1 июля 2002 г. Признание утратившими силу п.п.2 - 4 ст.21 Закона N 119-ФЗ без введения специальной нормы в КоАП РФ создало определенный вакуум в законодательном обосновании применения указанной ответственности.

Ответсвенность

Меры воздействия, которые можно применять для того, чтобы добиться исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по проведению ежегодного обязательного аудита, в настоящее время ограничиваются лишь следующим.

1. Согласно ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 30.06.2003) бухгалтерская отчетность, представляемая установленным пользователям, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.