Понятия менеджмент и социальное управление являются
синонимами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей
организации. Но управление выступает более широким понятием по отношению к
руководству. Руководство – это частный случай управления, это основная функция
руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели.
Его основные отличия в том, что руководство:
-
ограничивается воздействием на людей и их общности;
-
предполагает взаимодействие руководителя с
подчиненными;
-
призвано вызвать чью-то деятельность соответственно
намерениям руководителя. Руководитель – лицо, которое руководит кем-либо или
чем-либо (руководитель учреждения, организации, научный руководитель,
руководитель государства, классный руководитель).
3.3 Управление как искусство
Управление – древнейшее
искусство и новейшая наука. Понятие об управлении как искусстве, т.е.
способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в
древности, когда границы искусства и науки не осознавались отчетливо. В
современном мире понимание менеджмента как искусства базируется на том, что
организации – это сложные социально-технические системы, управление которыми
требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды.
Менеджмент выделился в
самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце 19 в.
Управление как наука основывается на собственных концепциях, принципах и
методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Теория управления имеет свой,
только ей присущей предмет исследований – она изучает закономерности
организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса
отношения между людьми, определяет методологические приемы соответствующие
специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного
воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и
прогнозирования изучаемых процессов.
Во всех сферах человеческой
деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В
управлении, когда любое решение отличается от альтернативных вариантов, умение
найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением
искусства управляющего.
На самом деле, не каждому
дано полностью овладеть искусством управления, так как для этого необходим в
первую очередь талант, но знать основы искусства управления, стараться
применять его важнейшие принципы и методы должен каждый руководитель. Но
одного таланта недостаточно - необходимо знание науки управления, без которого
добиться успеха невозможно.
Менеджер должен иметь острый,
неординарный ум, эрудицию во всех сферах жизни и знаний, владеть искусством
общения, убеждения диалога. Любой руководитель работает в первую очередь с
людьми, он обязан владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями.
Теория управления не может
дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек
принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая
импровизация опирается на глубокое знание законов, научно-обоснованных и понятых
человеком методов мастерства. Знания принципов управления делает выбор методов
искусства управления более обоснованным и результативным.
Искусство управления –
способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита
информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки
управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции
наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории
информации, кибернетики, экономики, реагирует на политическую ситуацию. В то
же время искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии,
логики, риторики, этики, философии, религии, права, социологии (см. «Генеалогическое
древо» искусства управления).
Для эффективного управления
необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь
творчески использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством управления.
В заключение работы хотелось
бы сказать, что темы «общественное мнение» и «паблик рилейшнз» являются на
сегодняшний день не только плодотворными, но и крайне актуальными. В данной
работе была произведена попытка отразить всю важность участия социологических
институтов в формировании общественного мнения.
По сути своей, опросы общественного
мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового
сознания. А социальная установка - устойчивая предрасположенность, готовность
индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект.
Кроме феномена социальной установки, в данной работе прослеживается попытка
проанализировать отличие двух понятий: «социальное настроение» и «общественное
настроение», и приходит к выводу, что принципиальных различий между этими двумя
понятиями нет, но общественное настроение - более широкое понятие,
характеризующее отношение людей к экономическому, политическому, социальному
состоянию общества в определенный период времени. Но и социальное настроение
формируется под влиянием политических, экономических, социальных и духовных
факторов. Общественное мнение, определяемое общественным настроением, объединяет
и побуждает к действию определенные группы и слои населения.
Важным моментом в процессе
функционирования общественного мнения являются слухи. Для данной работы этот
феномен интересен потому, что это субъективное ощущение нехватки информации. Именно
в такой ситуации человек будет искать и передавать недостоверную информацию,
причем, интерпретация этой информации будет соответствовать жизненным
установкам людей, их желанию усугубить или облегчить ситуацию и соответственно
повысить свое настроение или дезорганизовать настроение других людей.
Естественно, не стоит
забывать об имиджмейкинге, так как имиджмайкинг является весомой частью
формирования общественного мнения. Так же весьма немаловажная роль отводится
СМИ, именно СМИ способна побудить к действиям общественность, так как
большинство достоверной информации общественность получает не из диалога, в
котором могут фигурировать сплетни, а именно из СМИ.
Управление общественным мнением занимает ведущее
место в системе управления общественными отношениями. Методологически эта сфера
управления обладает специфическими характеристиками и показателями
деятельности, специальными процедурами исследования общественного мнения и
методами воздействия на него.
Список литературы:
1. Алешина И. Паблик рилейшнз
для менеджеров и маркетеров. М., 1997.
2. Баумнер Г. Коллективное
поведение – психология масс. Самара. 1998.
3. Бачук В. А. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере. СПб.,
«Книжный дом», 2003г.
4. Бехтерев В.М. Объективная
психология. М., «Наука», 1991.
5. Блэк С. Паблик рилейшнз -
что это такое? М., «Новости», 1990.
6. Лавриненко В.Н.
Социология. М., 1998.
7. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., Питер, 2000.
8. Питерс Т., Уотерман Р. В
поисках эффективного управления// Пер. с англ. М., «Прогресс», 1997.
9. Почепцов Г. Паблик рилейшнз - М., 1998
10. Райсс М. Оптимальная
сложность управленческих структур// Проблемы теории и практики управления. -
1994. - № 5
11. Рон Хофф Я вижу вас голыми, как подготовиться к презентации и с блеском
ее провести. М.: Независимая фирма «Класс», 2001г.
[1] В.И. Кнорринг «Теория, практика и искусство
управления» Норма, Москва 2001 г. стр 25