Рефераты. Общее равновесие и благосостояние в экономике

Как правило, изучение конкретного рынка можно достаточно успешно проводить с позиций частичного равновесия, анализируя один или несколько тесно взаимосвязанных между собой рынков. Такой подход просто необходим для того, чтобы понять суть происходящих на данном рынке процессов, не затемненных изменением общей экономической ситуации. В то же время методы общего равновесия являются единственно возможными, если речь идет о влиянии общего роста цен, повышении заработной платы и других процессах, затрагивающих в равной мере все секторы экономики.

Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.

Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л.Вальрасом (1834—1910). Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.

В микроэкономической интерпретации модель общего экономического равновесия Л. Валъраса предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономической — уравнивание совокупного спроса и предложения. Иными словами, согласно закону Вальраса, если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю.

Достижение равновесия, по Вальрасу, предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются. Поэтому общее равновесие является не типичным, а мимолетным моментом, характеризующим идеальное состояние конкурентной экономики. Но изучение этой модели «мира без трений» позволяет понять, к какому идеалу стремится конкурентная экономика, и выяснить причины, мешающие достичь его в конкретных экономических условиях. Как справедливо заметил И. Шумпетер, Л. Вальрас указал современной экономической науке путь, по которому она идет и сегодня.

Модель общего равновесия Вальраса универсальна настолько, что в известных пределах подходит для описания любой экономической системы. Неудивительно поэтому, что немарксистская социалистическая теория (О. Ланге, А. Лернер и др.) использовала ее для создания модели рыночного социализма.

Теория общего равновесия имеет широкую область применения. Она используется для анализа эффективности или неэффективности экономики, например потерь от несовершенной конкуренции. Однако наиболее важную роль она играет в определении научных основ политики в области экономики благосостояния.[1]

 


Распределение благ. Частичные и общественные блага.

Блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей. Это понятие можно классифицировать по разным основаниям, получая при этом множество видов благ. Но, классифицируя блага по характеру потребления, различают два вида благ:

·         частные,

·         коллективные.

Частное благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (еда, напитки). Коллективные блага потребляются, как правило, совместно. В свою очередь коллективные блага могут быть подразделены на два вида:

·         «клубные»,

·         общественные.

«Клубное» благо может использоваться совместно лишь до определённого предела (число мест в автобусе и др.). Полезность «клубного» блага для каждого из его пользователей зависит от их числа, начиная с определённой величины, называемой границей несоперничества. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители, начинают возрастать. Для общественного блага граница несоперничества не может быть достигнута в рамках данного сообщества. В силу этого общественные блага обладают также свойством «неисключаемости в потреблении»[2].

Общественные блага – социальные услуги, оказываемые государством всем жителям страны, финансируемые за счёт бюджета и внебюджетных фондов: внешняя и внутренняя безопасность, государственное управление, судебные органы, образование, здравоохранение, дороги, мосты и т.д.[3]

Государство возникло как инструмент упорядочения общественных отношений. Оно отражает интересы всего общества, всех его слоёв. Предоставление общественных благ населению выступает как составляющая социальной функции государства. Наибольшее развитие эта функция государства получила в XX веке. И действительно, в современных условиях трудно представить себе нашу жизнь без таких вещей, как здравоохранение, общественный транспорт или централизованное (на уровне государства) обеспечение как внешней, так и внутренней безопасности государства, а, значит, и граждан этого государства.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага[4].

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Анализ столь необычных для традиционной экономической науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто именно предоставляет международные общественные блага (международного правительства не существует, его заменяет целый ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем их предоставления отсутствие единого правительства.

Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.

Как было сказано выше, одной из характеристик общественных благ является их неисключаемость. Но не всякое общественное благо является неисключаемым. Существуют также так называемые исключаемые общественные блага, которые одновременно являются неконкурентными и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит кол­лективно, проблемы "безбилетника" в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут произ­водиться и нередко действительно производятся в частном поряд­ке, не прибегая к привлечению государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.[5]

 


«Парето-оптимальность» и «Парето-предпочтительность».

Линия возможных благосостояний.

Существуют различные критерии оценки благосостояния. Наибольший прогресс в решении проблемы критериальной оценки благосостояния связывается с именем известного математика и экономиста В. Парето. Работу именно этого автора («Учебник политической экономики», 1906) принято считать водоразделом в истории субъективной теории благосостояния. Так, Парето решительно отошел от традиционной практики, отверг количественную полезность и предложил критерий, никоим образом не зависящий от каких-либо межличностных сравнений полезности.

Суть критерия Парето состоит в том, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственным оценкам), является улучшением.

 Общее равновесие и благосостояние в экономике

Рисунок 1 – Линия возможных благосостояний

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.