Рефераты. Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.



Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления.

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную информацию.

Цель  письменной информации – довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и СВК[1], которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Если в результате проверки аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.

Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении  мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных  аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, которая подверглась аудиту.

Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, включает в себя:

·        название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

·        юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

·        номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

·        номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;

·        номер расчетного счета аудиторской фирмы;

·        фамилии, имена, отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, включает в себя:

·        название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

·        фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;

·        номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

·        номер регистрационного свидетельства аудитора;

номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть включает в себя:

·        название данной части;

·        кому адресована аналитическая часть;

·        наименование экономического субъекта;

·        объект аудита;

·        общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

·        общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;

·        общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, озаглавливается так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».

Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом.

Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта включает в себя:

·        ответственность исполнительного органа экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;

·        цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;

·        общую оценку соответствия СВК масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта подразумевает:

·        общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

·        описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:

·        цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимых к законодательству и нормативным актам при проведении аудита;

·         общую оценку соответствия во всех существенных отношениях финансово-хозяйственных операций, совершенных экономическим субъектом, применяемому законодательству;

·        ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применяемого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

Итоговая часть аудиторского заключения содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть включает в себя:

·        название данной части;

·        кому адресована аналитическая часть;

·        наименование экономического субъекта;

·        объект аудита;

·        указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

·        распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

·        указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;

·        изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;

·        мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

·        дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, озаглавливается так: «Заключение аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».

Итоговая часть адресуется учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита; в ней указывается нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в РФ, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, с указанием его полного официального наименования, наименования органа, издавшего документ, даты издания документа и его номера (если таковой имеется), а также нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения.

Если аудиторское заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям (участника), налоговым органам и др., то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной.

Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.          














Библиография:



А. Д. Шермет,  В. П. Суйц «Аудит», М., Инфра-М 2002г.


Барышников Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”,  М., 1996г          



[1] Система внутреннего контроля (СВК) – совокупность организаторской структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.