Рефераты. Необходимость и сущность денег

Государственный банк приступил к проведению реформы без надлежащей подготовки, хотя ему было предоставлено право определить срок перехода на новую систему кредитования и расчетов. Недостаточный инструктаж, отсутствие заблаговременно отпечатанных стандартных бланков, форм и т.п. ставили филиалы банка в затруднительное положение. Новый порядок выдачи ссуд необоснованно усложнялся и нередко сообщался по телеграфу, задерживалось сообщение местам кредитных лимитов. К тому же Госбанк стал принимать к оплате путем безналичных перечислений счета на любую сумму, какой бы малой она не была.

Справиться с огромным потоком платежных документов банковский аппарат не смог. Одним из следствий и показателей неудовлетворительного проведения реформы было огромное нарастание на балансе Госбанка статьи «междуконторские расчеты»: с 15 млн. руб. на 1.01.1930г. до 1026 млн. руб. на 1 июня 1930г.

При проведении кредитной реформы оказались подорванными некоторые ее основные принципы.

Вместо кредитования отдельных хозяйственных сделок в меру выполнения плана банк встал на путь кредитования «под план» в размере кассового дефицита.

На практике это приводило к стремлению хозяйствующих субъектов преувеличивать плановую потребность в денежных средствах, чтобы тем самым получить больше средств от банка. Все это привело к автоматизму в кредитовании.

Наблюдался и автоматизм в расчетах, заключавшийся в том, что банк оплачивал счета поставщиков независимо от согласия покупателя и даже не считаясь с тем, имелись ли средства на счете покупателя в банке. Отгрузив продукцию в адрес покупателя, поставщик предъявлял счет-фактуру в банк, который без ведома и согласия покупателя зачислял сумму этого счета на контокоррент поставщика, а затем списывал с контокоррента покупателя. С поставщика по сути дела снималась забота о качестве и комплектности отгружаемой продукции, так как достаточно было предъявить документ, подтверждающий сам факт отгрузки, чтобы получить от банка деньги за счет покупателя.

Автоматизм кредитования и расчетов повлек за собой обезличку собственных и заемных средств хозяйственных органов. Наиболее ярким выражением этой обезлички было введение так называемого единого контокоррента, т.е. единого счета в банке, на который зачислялись все средства предприятия, независимо от того, являются ли они собственными средствами предприятия или же предоставлены ему банком во временное пользование.

14 января 1931г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах улучшения практики кредитной реформы», положившее конец автоматизму расчетов. Платежи поставщикам были обязаны производить сами покупатели за счет собственных оборотных средств или в необходимых случаях за счет банковских ссуд. Были введены три формы расчетов – акцептная, аккредитив и с особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил о своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего.

Вторая форма расчетов—аккредитив – применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте – у поставщика – приемку товаров или осуществлять расчеты по степени готовности. Оплата банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими поставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.

В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931г. установило два дополнительных вида кредита – на суммы в пути и подтоварный. Первый должен был покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозорганам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана.

В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мелкие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.

Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций». Каждая государственная хозяйственная организация наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих периодов. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятельности предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.

Для доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до уровня норматива в 1931г. была проведена конверсия задолженности хозорганов Госбанку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганов списывалась и зачислялась в их собственные оборотные средства.

Проведение кредитной реформы было неразрывно связано с перестройкой всей кредитной системы. Основная линия такой перестройки заключалась в разграничении функций краткосрочного кредитования и капитальных вложений с отраслевой специализацией банков долгосрочных вложений.

5 мая 1932г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об организации специальных банков долгосрочных вложений», которым предусматривалось «организовать в системе Народного комиссариата финансов Союза ССР всесоюзные специальные банки долгосрочных вложений»:

а) банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразуемый из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства;

б) банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк»;

в) банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), преобразуемый из Всероссийского кооперативного банка;

г) банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

После кредитной реформы 1930 – 1932г.г. банковская система России стабилизировалась, и ее структура не подвергалась существенным изменениям вплоть до начала реформ, связанных с переходом от жестокого централизованного планирования экономики к рыночным отношениям.

В апреле 1959г. была проведена реорганизация системы банков долгосрочных вложений. Промбанку были переданы операции, ранее выполнявшиеся системой Цекомбанка и местными коммунальными банками, а также частично Сельхозбанком. Остальные операции этих банков перешли к Госбанку СССР. Еще ранее (в 1956г.) Сельхозбанку и Цекомбанку были переданы также функции ликвидированного Торгбанка. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).

В Стройбанке СССР сосредоточилось финансирование примерно 70-75% всех капитальных вложений. Стройбанк был выведен из состава Министерства финансов СССР и подчинен непосредственно Правительству. В 1963г. в ведение Госбанка СССР были переданы сберегательные кассы, находившиеся ранее в системе Министерства финансов СССР. Это позволило сконцентрировать кредитные ресурсы и более эффективно их использовать.

На протяжении 60-70-х г.г. и первой половины 80-х г.г. банковская система практически не изменялась.

6.           Российские загранбанки.

Неотъемлемой составной частью российской банковской системы стали созданные еще в первые десятилетия ХХ века так называемые  заграничные банки. Они расположились в центрах мировых финансовых рынков – Лондоне, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Париже и Вене.

В течение 20-30-х г.г. в Риге действовал Транзитный кооперативный банк.

Свое широкое развитие заграничные банки получили в 20-е г.г. ХХв. в силу необходимости поддержания зарождающейся советской внешней торговли иностранными кредитами и расширения банковских операций с иностранной валютой. Возможности Внешторгбанка СССР были достаточно ограничены, сеть отделений и представительств банка за рубежом действовали слабо.

С целью привлечения иностранного капитала в 1922г. создается в Германии (Берлин) акционерный банк «Гаркребо» (Гарантийный и кредитный банк фюр ден Остен). Прекратил свою деятельность «Гаркребо» в 1941г.

Благодаря активной работе Госбанка СССР были предоставлены дополнительные капиталы для организации с начала 20-х г.г. еще нескольких банков. В Великобритании (Лондоне) был создан Аркос-банк, в Дании (Копенгаген) – Норд-Кредит, в Норвегии (Осло) – Сокрабанк (Банк для русской торговли), в Швеции (Стокгольм) – Свенскабанк.

Процесс создания подобных банков получил свое развитие и в Азии. В Китае (Харбин) создается Дальневосточный банк, который усиленно кредитовал транзитный экспорт из Китая через Владивосток, а также способствовал регулированию курса червонца путем его скупки на рынках Манчжурии.

Для развития торговли и экономической жизни Тувы (в те годы республика не входила в состав СССР) учреждается Тану-Тувинский торгово-промышленный банк, в Монголии (Урга) – организуется Монгольский торгово-промышленный банк. Для банков Азиатского региона была характерна высокая прибыль.

Важную организующую роль, которая в значительной мере не определялась объемами проводимых операций, играли два банка в рамках регионов своей деятельности.  В Западной Европе – это Эйробанк (Евробанк, Париж) и в Азии – Русско-Персидский (Русско-Иранский, Тегеран).

Эйробанк в 1925г. был выкуплен советским правительством для обслуживания внешнеторговых платежей между СССР и Францией (образован в 1921г. русскими эмигрантами). В годы Второй мировой войны 1939 – 1945г.г. банк свою деятельность прекратил, но уже к 1950г. он стал лидером на евро-долларовом рынке, что позволило расширить и диверсифицировать направления его деятельности. Эйробанк оставался важным форпостом участия Госбанка СССР, а затем Центрального банка РФ (Банка России) в операциях на развитых западных финансовых рынках.

Русско-Иранский банк, действовавший в форме акционерного общества с участием капитала советских организаций, работал в период с 1923 по 1980г. Это был единственный в Иране банк с иностранным капиталом и количеством более 10 филиалов. В 1980г. в связи с национализацией банков, осуществленной в Иране, советское правительство передало право собственности на банк правительству Исламской Республики Иран.

Остальные из вышеперечисленных действовавших банков как Западно-Европейского, так и Азиатского регионов после Второй мировой войны не были восстановлены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.