Рефераты. Научно-производственные комплексы

            1.  Место расположения НПК.     НПК должен размещаться как можно ближе к вузу или НИИ, так как именно эти организации выступают своеобразными «центрами кристаллизации» парка. Ясно, что достигнуть этот легче всего за счет размещения НПК в кампусе вуза и труднее всего – если вуз или НИИ расположены в центре города.

             2.  Недвижимость.      Без сомнения, в площади, которые будут сданы в аренду клиентам НПК, нужны первоначальные инвестиции. Необходимо сразу принять фундаментальное решение: будет ли создаваться инновационный центр (он представляет собой многоофисное здание с набором услуг коллективного пользования) или каждая фирма будет иметь отдельное помещение (микромодуль). На тип и стоимость зданий оказывают влияние и местные порядки, климат и необходимость предусмотреть место для автостоянки и многие другие факторы.

             3.   Клиенты.     Одним из важнейших ресурсов НПК являются клиенты. Качество и количество клиентов до некоторой степени зависят от того, насколько тщательно проработаны цели и задачи НПК, продумана сфера его деятельности. Например, может допускаться, а может и не допускаться производственная деятельность, а это прямо влияет на размер площадей, которые может занимать фирма-клиент, следовательно, и на количество фирм в НПК.

              4. Финансы.    Как и всякой организации, научно-производственному комплексу необходимо финансирование для образования основного капитала и воспроизводства оборотного капитала.

      Потребности в основном капитале могут быть достаточно большими. Эти деньги расходуются НПК на приобретение земли, создание инфраструктуры и на строительство зданий.

      Оборотный капитал требуется НПК для покрытия расходов на управление, предоставление услуг клиентским фирмам и на содержание зданий. Потребность в привлеченном оборотном капитале испытывается до тех пор, пока не начнут поступать доходы от арендной платы и услуг НПК, которые пойдут на возмещение текущих расходов.

         Основными источниками финансирования НПК являются:

        .  вклады учредителей и спонсоров;

        .  стоимость земли, вкладываемой в НПК;

        .  коммерческие кредиты;

        .  продажа доли в капитале НПК;

        .  гранты и субсидии;

        .  реинвестиция прибыли;

        .  средства, полученные от продажи зданий, построенных НПК.

      Средства использования тех или иных источников зависит от характера учредителей и организационной структуры НПК. Ясно, что финансовые потребности НПК должны браться в расчет еще до начала реализации проекта.

      Разработана следующая стратегия использования схем финансирования:

            Тройственный союз.    Привлечение муниципального правительства, Академии наук, трастовых и инвестиционных корпораций, то есть союз политики, науки и капитала.

             Кредиты. Долгосрочное кредитования стратегически важных технологических проектов под низкий процент. Кредиты выделяются государственными банками.

             Торговля и недвижимость.    Торговля и недвижимость служат, особенно на первых порах, устойчивыми источниками доходов, которые могут покрыть все расходы парка и позволят ему удержаться.

             Лизинг и финансовые операции.

             Лицензирование технологий и технические услуги.

             Постепенное использование земли научного парка.    Финансовые ресурсы, накопленные в результате освоения земельных участков, могут способствовать возможности эксплуатации второго, доходы от второго могут дать возможность приступить к освоению третьего.

             Привлечение иностранного капитала.


      5.  Взаимодействие с высшим учебным заведением.     Фундаментальное значение для концепции НПК имеет его взаимодействие с вузом или НИИ. НПК – особый инструмент взаимодействия вуза и промышленности. Его особенность состоит в том, что фирмы физически располагаются в парке и благодаря этому тесно связаны с учеными и оборудованием вуза или НИИ.

     Желательно, чтобы это сотрудничество строилось на долговременной основе, тогда у парка будет надежная и хорошо развитая база. Качество этого сотрудничества находится в критической зависимости от того, как к нему относится вуз или НИИ.             



1.3           Организационно-правовая форма и структура НПК.

         Не существует двух одинаковых НПК. На практике хорошо зарекомендовали себя самые разные организационные структуры. Следует четко определить структуру НПК. Тогда все составляющие: земля, деньги, технология, менеджмент образуют единое – эффективно работающую организацию. В большинстве случаев НПК создаются несколькими учредителями и поэтому должны в своей деятельности учитывать цели, приоритеты, вклады и интересы каждого из них.

1.     Высшее учебное заведение или научно-исследовательский центр как единственный учредитель.

         Обычно высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт не вступает в качестве единственного учредителя НПК. Но бывает и по-другому. Все зависит от наличия подходящего участкам земли и финансовых средств, достаточных для реализации проекта.

         Данная схема требует большого внимания, но несет в себе свободу и автономию. В этом случае структура организации, ответственной за планирование и стратегическое управление комплексом, должна быть простой. Такой организацией может быть подразделение вуза, контролируемое  вузовским руководством. Финансировать их повседневную деятельность может финансовый отдел вуза.

         Из числа руководителей вуза может быть организовано Правление НПК или Наблюдательный совет, задачами которого будут определение стратегии деятельности НПК, выработка инвестиционной политики и принципов отбора клиентов, а также наблюдение за эффективностью управления комплексом.

          В каждом вузе есть отделы, отвечающие за управление недвижимостью, передачу технологий и связь с промышленностью. Вуз может помогать НПК и  через предоставление его клиентам услуг по поддержке бизнеса.


               2. Несколько учредителей.

         Обычно НПК имеет нескольких учредителей. Их число может варьировать от 2-х до 20-ти. Вуз может выступать совместно с местной или региональной администрацией, агентством по развитию, государственной или частной риэлтерской компанией, банком, одним или несколькими партнерами из промышленности. Вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и конкретных обстоятельств, но обычно он состоит в следующем:

       . вузпередача технологий, земля, оборотный капитал;

       .  местная администрация – земля, инфраструктура, гранты;

       . агентство по развитию -  капиталовложения, управление недвижимостью.

       . банк -  капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

       . промышленные предприятия  - капиталовложения, экспертиза проектов;

          Такое разнообразие вкладов подразумевает наличие между учредителями формального соглашения, в котором четко определяются права и обязанности  каждого их них. В случае соглашения о совместном предприятии, уточняются позиции, связанные с образованием юридического лица, которое будет владеть активами НПК, а также отражаются интересы каждого учредителя и механизм распределения прибыли.

 3.  Соглашение о создании совместного предприятия (СП).

         Какой бы ни была финансовая структура, «под которой» действует НПК, полезно приоритетно определить основные обязанности партнеров по СП. Наиболее важные из них, которые нужно отражать в учредительном договоре, приведены ниже:

       .  цели и задачи  НПК;

       .  намерение создать юридическое лицо, которое будет управлять НПК или отсутствие такого намерения;

       . совместное представительство в этом юридическом лице и обязательства приобрести его акции;

       .  право акционеров назначить директоров юридического лица;

       .  определение места размещения НПК;

       .  условия, на которых землевладелец передает участок юридическому лицу;

       .  обязательства учредителей предоставить (или финансировать) здания и (или) инфраструктуру НПК;

       .  обязательства учредителей предоставить персонал или услуги;

       .  в случае, если юридическое лицо отсутствует, должна быть предоставлена структура управляющего комитета, его права, обязанности, представительство в нем учредителей;

       .  разрешенные направления;

       .  критерии отбора клиентов НПК;

       . процедура возмещения расходов учредителей и распределения прибыли (или активов, если НПК ликвидируется).


                   4.  Стратегическое управление НПК.

          Во всех случаях важно, чтобы на основе поставленных целей уполномоченный на то руководящий орган выработал стратегию и основные направления деятельности научно-производственного комплекса.

         С этой задачей может успешно справиться совет директоров (или правление)  управляющей компании. Совет должен собираться минимум раз в три месяца.  Его численность составляет обычно 12-15 человек, что удобно как с точки зрения представительства, так и для обеспечения кворума. Основные учредители комплекса могут иметь в совете трех-четырех представителей, второстепенные – одного.

           Бывает нелегко ответить на вопрос, как подбирать клиентов для НПК. Поскольку решение принять в комплекс того или иного клиента имеет долгосрочные последствия, оно должно приниматься на уровне совета директоров. С другой стороны, такие решения должны приниматься быстро, чтобы обеспечить скорейшее заполнение площадей НПК.  Нельзя ждать до очередного заседания совета.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.