Рефераты. Научно-практические рекомендации по совершенствованию безопасности банковской системы

Создание подвижной системы управления перевозками, в том числе с использованием спутниковой связи, позволяет обеспечивать контроль за движением ценностей на любое расстояние в любой точке страны. Поэтому на данный вопрос безопасности Банк России также обращает очень серьезное внимание.

Одной из методологических основ совершенствования безопасности банковской системы является планирование бесперебойной деятельности КБ в случае потенциальной угрозы, которая трактуется как, выявление и защита критически важных бизнес-процессов и ресурсов, необходимых для поддержания деятельности организации на нужном уровне, а также разработка процедур, которые обеспечат выживание организации при нарушении её нормальной деятельности.

План обеспечения бесперебойной деятельности банка в случае бедствий (осуществления потенциальных и чрезвычайных угроз) не является только техническим планом — он главным образом предусматривает проведение организационных мероприятий. Поэтому в основу плана должны быть положены сведения о структуре и функциях организации, средствах, необходимых для поддержания её деятельности, величине ущерба от невозможности нормального функционирования, лицах, которые примут на себя управление в кризисной ситуации, и процедурах, которые они будут использовать. Для структуризации процесса разработки плана необходимо использовать соответствующую методологию, что обеспечит учёт всех факторов непрерывности.

Методология состоит из стадий и этапов, в совокупности составляющих жизненный цикл проекта по разработке плана обеспечения непрерывности деятельности банка.

Планирование деятельности банка базируется на следующих основных факторах:

·        качестве услуг;

·        эффективности работы;

·        возможности развития организации.

 

Во многом оно обеспечивается технологией, принятой в банке. Поэтому важно, чтобы при выявлении критических областей деятельности учитывалась их зависимость от технологических составляющих.

Ранее планы на случай непредвиденных обстоятельств учитывали только бедствия, связанные с компьютерной техникой. Это очень узкий подход. Для обеспечения бесперебойной деятельности необходимо учитывать все взаимосвязанные внешние и внутренние функции, в том числе ручные методы учета и обработки информации.

Наиболее важными факторами, обеспечивающими успех планирования, являются учёт всех мелочей и поэтапная разработка каждого небольшого элемента плана. Должно быть определено, на события какого масштаба рассчитан план. Если организация располагается в районе, где могут возникнуть региональные бедствия, план должен предусматривать возможность прекращения подачи электроэнергии, воды и других коммунальных услуг. В противном случае достаточно учитывать возможность бедствий лишь в масштабе здания и рассчитывать на помощь властей и городских структур.

Необходимо также установить "широту охвата" плана. Она зависит от многих факторов, в частности, от структуры банка, допустимых затрат, количества имеющихся зданий и т.п.

В основу методологии "Планирование бесперебойной деятельности" положен прагматический подход, предусматривающий поддержание критически важных процессов. Защита всех аспектов деятельности организации от пагубных последствий в случае бедствий либо нереальна, либо связана с чрезмерными затратами.

Целями проекта по составлению плана, обеспечивающего бесперебойность и восстановление деятельности банка в случае бедствий, являются:

1.     Создание методики оценки бизнес-процессов, которая обеспечит разработку плана с помощью хорошо структурированной и всеобъемлющей методологии.

2.     Разработка прагматичного, экономичного и работоспособного плана, который обеспечит бесперебойность критически важных процессов в случае серьёзного нарушения деятельности организации.

3.     Минимизация последствий любого бедствия.

 

Эффективный план обеспечения бесперебойной деятельности является относительно недорогой формой страхования банка от последствий возможных бедствий, и затраты на него должны рассматриваться как составляющая необходимых издержек на поддержание нормальной деятельности.
Непременным условием быстрого и успешного восстановления деятельности банка после бедствия является предварительная разработка и регулярное обновление постоянно действующего плана обеспечения бесперебойной деятельности.


План включает следующие основные разделы:


1. Основные положения плана;

2. Оценка чрезвычайных ситуаций:

·        выявление уязвимых мест;

·        классификация возможных опасных событий и оценка вероятности их возникновения;

·        сценарии чрезвычайных ситуаций;

·        потенциальные источники отрицательных последствий каждой чрезвычайной ситуации и оценка величины ущерба;

·        набор критериев, на основании которых объявляется чрезвычайная ситуация.


3. Деятельность банка в чрезвычайной ситуации:

·        первоначальное реагирование на чрезвычайную ситуацию (оценка опасного события, объявление чрезвычайной ситуации, оповещение необходимого круга лиц, ввод в действие чрезвычайного плана);

·        мероприятия, обеспечивающие бесперебойность деятельности банка в чрезвычайной ситуации и восстановление ее нормального функционирования.

4. Поддержание готовности к возникновению чрезвычайной ситуации:


·        контроль правильности и корректировка содержания плана;

·        составление списка адресов и процедуры рассылки плана;

·        разработка программы повышения квалификации и ознакомления персонала с действиями, необходимыми для восстановления деятельности банка после бедствия;

·        подготовка к опасным событиям, обеспечение безопасности и предотвращение бедствий;

·        регулярное проведение частичных и комплексных проверок (типа пожарных учений) готовности банка к действиям в чрезвычайной ситуации и способности восстановить нормальную деятельность;

·        регулярное создание резервных копий данных, документации, бланков входных и выходных документов и основного программного обеспечения, их хранение в безопасном месте.


5. Информационное обеспечение:

·        приоритетные функции, выполняемые банком;

·        списки внутренних и внешних ресурсов — технических средств, программного обеспечения, средств связи, документов, офисного оборудования и персонала;

·        учётная информация о техническом, программном и другом обеспечении, необходимом для восстановления деятельности банка в случае чрезвычайной ситуации;

·        список лиц, которых необходимо оповестить о чрезвычайной ситуации с указанием адресов и телефонов;

·        вспомогательная информация — планы и схемы, маршруты перевозок, адреса и т.п.;

·        описание детальных пошаговых процедур, обеспечивающих чёткое выполнение всех предусмотренных мер;

·        функции и обязанности сотрудников в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

·        сроки восстановления деятельности в зависимости от типа возникшей чрезвычайной ситуации;

·        смета расходов, источники финансирования.


6. Техническое обеспечение:

·        создание и поддержание базы технических средств, обеспечивающей бесперебойную деятельность банка в чрезвычайной ситуации;

·        создание и поддержание в надлежащем состоянии резервных помещений.


7. Организационное обеспечение, состав и функции следующих групп, обеспечивающих бесперебойную деятельность в случае бедствия:

·        группы оценки чрезвычайной ситуации;

·        группы управления в кризисной ситуации;

·        группы для работ в чрезвычайной ситуации;

·        группы восстановления;

·        группы обеспечения работы в резервном производственном помещении;

·        группы административной поддержки.


Совершенствование информационной безопасности организации банковских систем следует проводить с учетом рекомендаций в области стандартизации процедур безопасности, установленных Банком России. В этом случае должны быть сформированы следующие требования:

·        назначения и распределения ролей и обеспечения доверия к персоналу;

·        обеспечения информационной безопасности на стадиях жизненного цикла автоматизированной банковской системы;

·        защиты от несанкционированного доступа и нерегламентированных действий в рамках предоставленных полномочий, управления доступом и регистрацией всех действий в автоматизированной банковской системе, в телекоммуникационном оборудовании, автоматических телефонных станциях и т.д.;

·        антивирусной защиты;

·        использования ресурсов Интернета;

·        использования средств криптографической защиты информации;

·        защиты банковских платежных и информационных технологических процессов.


Для обеспечения информационной безопасности и контроля за качеством ее обеспечения в КБ должны быть определены роли, связанные с деятельностью по ее обеспечению. Руководство банка должно осуществлять координацию своевременности и качества выполнения ролей, связанных с обеспечением информационной безопасности.

При принятии руководством банка решений об использовании сети Интернет, при формировании документов, регламентирующих порядок использования сети Интернет, а также иных документов, связанных с обеспечением информационной безопасности при использовании сети Интернет, необходимо учитывать следующие положения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.