Существуют и другие основания для классификации бюджетных расходов. Однако наиболее подробно структуру государственного финансирования экономики отражает функциональная классификация. Поэтому рассматриваемые в следующем разделе расходы бюджетов сгруппированы именно по этому признаку.
3. Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы
Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются и сопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год и профицитного за 2002 год. Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетов кардинальные различия, чем они вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.
Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2 соответственно, а также на рисунках 1 и 2 в виде диаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходов в абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокими темпами инфляции. Поэтому в таблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколько процентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будет проводиться сравнение.
Расходные части бюджетов на 1998 и 2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но
Таблица 1
Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации
(тыс руб)
№ п/п
Наименование статьи расходов
Сумма
В процентах к итогу
1
Государственное управление и местное самоуправление
12 085 733,7
2,42
2
Судебная власть
4 453 949,8
0,89
3
Международная деятельность
14 496 983,9
2,90
4
Национальная оборона
81 765 000,0
16,35
5
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
41 616 615,1
8,32
6
Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу
11 157 881,0
2,23
7
Промышленность, энергетика и строительство
27 438 327,2
5,49
8
Сельское хозяйство и рыболовство
12 017 785,6
2,40
9
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
2 929 835,8
0,59
10
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
1 521 357,0
0,30
11
Развитие рыночной инфраструктуры
100 000,0
0,02
12
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
8 474 217,5
1,70
13
Образование
17 253 152,7
3,45
14
Культура, искусство и кинематография
3 567 818,2
0,71
15
Средства массовой информации
2 011 997,9
0,40
16
Здравоохранение и физическая культура
9 424 731,8
1,89
17
Социальная политика
35 066 011,2
7,01
18
Обслуживание государственного долга
124 135 443,0
24,83
19
Пополнение государственных запасов и резервов
6 732 765,0
1,35
20
Финансовая помощь бюджетам других уровней
51 703 792,0
10,34
21
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
1 921 700,0
0,38
22
Мобилизационная подготовка экономики
771 538,0
0,15
23
Исследование и использование космического пространства
3 670 357,0
0,73
24
Прочие расходы
-6 450 741,8
-1,29
25
Целевые бюджетные фонды
32 078 999,9
6,42
Итого расходов
499 945 251,5
100,00
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на 2002 год по разделам функциональной классификации
56 745 563,3
2,91
19 111 999,8
0,98
42 858 764,5
2,20
284 157 831,5
14,59
173 863 288,3
8,93
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5