|
На фоне первостепенных экономических трудностей такой фактор, как недостаток квалифицированного персонала, имеет невысокий рейтинг (1.5). Несмотря на то, что спад производства недавних лет вызвал значительный отток квалифицированных кадров из промышленности, предприятия еще не осознали в полной мере значимости этого явления. Не в последнюю очередь подобное отношение обусловлено качеством самих инноваций, не отличающихся высоким уровнем новизны, не связанных в достаточной степени с принципиально новой продукцией и тяготеющих преимущественно к менее радикальным изменениям.
Самый низкий рейтинг имеют факторы невосприимчивости предприятий к нововведениям (1.3) и неопределенности сроков инновационного процесса (рейтинг 1.4), что свидетельствует об осознании предприятиями необходимости повышения технологического уровня производства и об их моральной готовности к подобного рода изменениям.
В совокупности указанные факторы препятствовали реализации почти 5000 инновационных проектов, из которых 39% были серьезно задержаны, 27% остановлены или вовсе прекращены, а 34% - даже не начаты.
2.2 Государственные планы инновационной политики
Как отметил В.Путин в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику, экономику знаний и технологий». И это действительно так.
В 2001 году произошло увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.
Основными задачами государственной инновационной и научно-технической политики этого периода являются определение и реализация приоритетов развития инновационной и научно-технической сферы, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.
Одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий являются федеральные целевые программы (ФЦП).
Реализация этих программ позволит обеспечить формирование перспективных научно-технических заделов, нацеленность прикладных НИОКТР и инноваций на решение наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, непрерывность цикла от фундаментальных исследований до промышленного выпуска наукоемкой продукции, привлечение средств из внебюджетных источников, максимальную эффективность бюджетных ассигнований, условия для замещения импортной продукции и перевод на этой основе инновационно-активного промышленного производства в стадию стабильного роста.
Основной целью федеральной целевой программы «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей» является создание финансовых и организационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счёт реализации в промышленности созданного инновационного потенциала.
Главная цель Программы включает следующие направления:
1. Государственная организационная и финансовая поддержка прикладных НИОКР и технологических инноваций, результаты которых позволяют в среднесрочном периоде освоить производство конкурентоспособной продукции;
2. Обеспечение непрерывного цикла «поисковые НИР- прикладные НИОКР - технологии - промышленное производство конкурентоспособной продукции»;
3. Содействие применению в инвестиционных проектах, прогрессивных инновационных ресурсосберегающих технологий, разработанных и освоенных в рамках Программы;
4. Создание новых рабочих мест в научной, инновационной и промышленной сферах.
Нельзя сказать, что правительство озабочено развитием инновационной системы. На данный момент мы можем констатировать, тот факт, что инновационная деятельность в большей части развивается непредсказуемо. К сожалению, инноваторы в ближайшее время могут рассчитывать только на свои силы и инвесторов. Однако, как будет рассмотрено далее, именно государственная поддержка на начальных стадиях является решающим фактором в развитии инновационной системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.