Рефераты. Монополизация капитализма(1900-1917)

Монополизация капитализма(1900-1917)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова"

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и рыночного хозяйства

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономическая история"

 

 

НА ТЕМУ:                                          

 

"Монополизация капитализма в России (1900-1917)"

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнил:

    студент  1 курса  гр. 12-03

    Егоров А. А.

    Проверил:

   Григорьев М. Ю.       

 

 

 

 

 

Чебоксары

2004

 

 

 

                                                           Содержание

 

Введение

 

Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта и финансов                                                                                 стр. 3

Монополизация экономики                                              стр. 6

Заключение

Список использованной литературы
                                         Введение.

Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа.

Исключительно важным в этом отношении представляется беспристрастный анализ экономического состояния России начала ХХ века, ибо современные знания политизированы.

В основных признаках империализма абсолютизировался процесс монополизации, отвергалась возможность сохранения конкуренции как движущей силы развития, по существу исключался прогресс общества в условиях капитализма, сброшены со счетов значительные слои и прослойки немонополистического капитала, недооценивалась многоукладность экономики. 

За период от конца XIX - начала ХХ века ( до начала первой мировой войны ) русская промышленность прошла значительный путь развития: промышленные подъемы, сменяемые резкими экономическими кризисами, а также экономической депрессией, войной и революцией.

И так, что же представляло собой народное хозяйство России в начале нынешнего века, каковы были его характерные черты, уровень развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие внутренней и внешней торговли,

транспорта и финансов.

Развитие внутренней торговли. С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ).

Развитие внешней торговли. За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.

Развитие транспорта. Хотя перед первой мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2   тыс. км. Более чем вдвое вырос за 1900 - 1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более ¾  всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше , чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы в Америку.

Финансы России. Рост государственного бюджета был обусловлен ускоренным развитием промышленности, усиленным притоком иностранного ссудного капитала, увеличением налогов. При этом прямые налоги - поземельный налог, государственный промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов -  по-прежнему составляли незначительную часть бюджетных поступлений. Вместе с тем за 10 предвоенных лет косвенные налоги, которыми облагались предметы народного потребления: табак, сахар и т.д., - увеличились с 1089 млн. до 1842 млн. руб. и к началу первой мировой войны составляли около 60% всех бюджетных доходов. Царское правительство использовало косвенные налоги как средство грабежа народных масс. В 1913 г. чистый доход государства от продажи одних лишь спиртных напитков был в три раза больше, чем от всех прямых налогов. Важную роль среди налогов играли таможенные пошлины.

В расходной части бюджета царской России рос удельный вес военных расходов, платежей по государственным займам, а также расходов на содержание аппарата насилия. В 1913 г. на народное просвещение было ассигновано средств в 2,5 раза меньше, чем на содержание императорского двора, духовенства, тюрем и полиции.

В связи с ростом военных и административных расходов значительно вырос государственный долг. Огромные долги, сделанные царизмом во время войны с Японией и первой русской революции, возросли еще больше в связи с подготовкой к новой войне. В 1914 г. государственный долг России составлял около 10,5 млрд. руб. За 15 предвоенных лет иностранным капиталистам было выплачено только в виде процентов по займам и дивидендов около 5 млрд. руб. - больше, чем было ввезено в Россию иностранных капиталов за это же время.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.