Рефераты. Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование

  Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устраивать свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

  В современных условиях капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

  Предельный доход монополиста.

    Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

    «Почему кривая предельного спроса лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую» (рис. 1.)[5]

 Например, монополист может продавать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. доход фирмы монополиста соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 1400 (700х2); 3 ед. – 1800 (600х3); 4 ед. – 2000 (500х4).

  

 Соответственно предельный доход (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400 – 800); 3 ед. – 400 (1800 – 1400); 4 ед. – 200 (2000 – 1800).



Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы- монополиста: D – спрос; MR –предельный доход.

На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем придельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.

  Максимизация прибыли монополистом.

   Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска продукции предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется набольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в таб. 1.

Таблица 1.Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.

Выпуск продук­ции,

тыс. ед.

Издержки

Цена,

тыс руб.

Доход

При­быль,

млн руб.

валовые,

тыс. руб.

предель­ные,

тыс. руб.

валовой,

млн руб.

предель­ный,

тыс. руб.

0

1000

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

488

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35


 Мы предположим, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирмы будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

 На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы монополиста совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции. Причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:


конкуренция

монополия

Оптимальный объем производстав

15

14

Цена, тыс. руб

472

474

   Графический процесс выбора фирмой - монополиста цены и объема производства показан на рис. 2.

   Рис. 2. Определение цены объема производства фирмой монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.

  Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15 –я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены, установленной производителем - монополистом.

 Любая фирма, спрос на продукцию которой является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

  Монополия и эластичность спроса.

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.