·
Степень
повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей
решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные,
неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать
выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда
их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
·
Значимость
цели. Принятие решения может преследовать собственную , самостоятельную цель
или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В
соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
·
Сфера
воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или
нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать
локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу
организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
·
Длительность
реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или
месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет
сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более
возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений,
результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
·
Прогнозируемые
последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их
реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких –
либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе
с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
·
Метод
разработки решения. Некоторые решения, как правило , типичные, повторяющиеся ,
могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому
алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения
заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении
графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из
норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования
и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а
норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего,
значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда
финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в
государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в
зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую
прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета
конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация
принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения
вероятности ошибки и экономии времени : не нужно заново разрабатывать решение
каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство
организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся
ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в
процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации
и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких
случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная
инициатива менеджеров.
Конечно, на
практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя
крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной
инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы ,
используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.
· Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы
производится только по одному критерию (что характерно для формализованных
решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот,
когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким
критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента
подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны
одновременно отвечать таким критериям , как: объем прибыли, доходность, уровень
качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.