Рефераты. Мировая продовольственная проблема

Для конструктивного определения критериев продовольственной безопасности необходимо ввести государственную систему норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания населения: достаточный, используемый для социально-экономических расчетах в обычных условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая макроэкономическая модель АПК, разработанная в ВИАПИ. При этом последовательно должны быть решены следующие подзадачи:

-               на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицински-обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

-               на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;

-               на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;

-               на основе моделей блока государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области гарантированной продовольственной безопасности при минимальной сумме государственных затрат.

Заметим, что данная задача может не иметь решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия.



Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или, по крайней мере, к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.

С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.

В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.

















Заключение

В последней трети ХХ в. человечество осознало, что на хозяйственное мировое развитие все большее влияние стали оказывать специфические проблемы, получившие название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Особый набор таких специфических признаков, как общемировой характер, угрожающий развитию человечества, срочность и неотложность решения, взаимосвязанность и необходимость принятия мер со стороны всего мирового сообщества, позволили выделить в категорию глобальных следующие проблемы: преодоления бедности и отсталости, мира и демилитаризации, продовольственную, экологическую, демографическую.

Мировое экономическое и политическое развитие в 70 – 90-е гг. принесло понимание того, что набор глобальных проблем не является чем-то не подверженным изменениям. С течением времени изменяется наполнение и понимание старых глобальных проблем, признается появление новых, перерастающих в глобальные.

В настоящее время признается, что кроме чисто экономического, глобальные проблемы оказывают колоссальное политическое воздействие на жизнь современной цивилизации и, будучи тесно переплетенными, в своем решении требуют сплочения усилий всего человечества.

Развитие современной мировой экономики, переход к постиндустриальной стадии развития вносит коррективы в приоритетность глобальных проблем. От этого они не становятся менее важными, однако, человечество ограничено в своих финансовых возможностях, которое оно может выделить для решения глобальных проблем. Этот сдерживающий фактор вполне может быть преодолен не пути поиска политических решений проблемы и проявления политической воли отдельных государств к налаживанию действенного международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

Мировая продовольственная проблема продолжает оставаться довольно острой, несмотря на серьёзный прогресс в области производства продуктов питания. Численность нуждающихся превышает 800 млн. человек.

Во многих странах сохраняется высокий уровень государственной поддержки производства и экспорта продовольствия, а также импортных ограничений. Реформа международной торговли сельскохозяйственной продукцией приведет, как предполагается, к ослаблению протекционизма в этой области, однако население стран-импортеров, в том числе и России, может столкнуться с удорожанием основных продовольственных товаров. В то время у РФ имеются широкие возможности для оптимального включения в новую систему мировой торговли аграрной продукцией.

Международное сообщество уделяет большее внимание расширению продовольственной проблемы в нуждающихся странах, включая страны с переходной экономикой. Основное значение придается реализации конкретных проектов, нацеленных на увеличение сельскохозяйственного производства. Подобное содействие оказывается как на двусторонней, так и на многосторонней основе (прежде всего по каналам ФАО). Предполагается, что в результате этих усилий в ближайшие 20 лет население планеты в целом сможет удовлетворить спрос на продукты питания, даже если его численность будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек.

В современных условиях мир оказался на грани экологической планетарной катастрофы.

Существует несколько основных загрязнителей окружающей природной среды, напрямую связанных с развитием человеческой цивилизации.

Все трезвомыслящее человечество (как промышленники, так и потребители) пришло к выводу о необходимости прекращения бездумного, безудержного экономического роста и учета возможностей окружающей среды для дальнейшего проживания на Земле.

Основная идея современности – дать возможность и нынешнему, и будущим поколениям людей  безбедно и здраво проживать на Земле.

Демографическая проблема в современном мире имеет два аспекта. Во-первых, это демографический взрыв в ряде развивающихся стран  и регионов, который, «обесценивая» накопление, препятствует  экономическому росту и увековечиванию хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, суженое воспроизводство населения в развитых странах и депопуляция в ряде постсоциалистических стран ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут блокировать экономическое развитие этих стран.

Согласно концепции демографического перехода повышение уровня экономического развития, в конечном счете, ведет к замедлению прироста населения. Эта тенденция полностью проявилась в развитых и постсоциалистических странах и оказывает заметное влияние на демографические процессы в ряде развивающихся стран. Ожидается, что во второй половине 21 века население Земли стабилизируется на уровне примерно 10,5 млрд. человек, поэтому перенаселение мировой экономике (но не отдельным странам) в целом не угрожает.

Что касается демографического старения населения в развитых и постсоциалистических странах, то этот процесс в современных условиях можно замедлить, но не остановить. Решение данной проблемы связано с существенным повышением эффективности экономики.

Проблемы России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или, по крайней мере, к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.

С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.

В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.

Приложение      Таблица №1

Экспорт и импорт зерновых и муки Россией, тыс. тонн

1998

1999

2000


2001

в % к  2002

2002

в % к  2003

Экспорт

Зерновые, всего

1857,4

1890,3

589,2

101,8

44,4

Пшеница и маслин

543,3

1523,7

463,9

280,5

46,4

Пшеничная мука

54,7

94,4

118,2

172,6

342,2

Импорт

Зерновые, всего

3343,8

1682,6

4183,2

50,3

275,2

Пшеница и маслин

2143,0

1095,2

3024,2

51,1

291,1

Пшеничная мука

386,9

216,1

58,0

55,9

29,3

Сальдо

Зерновые, всего

-1486,4

207,7

-3968,0

-

-

Пшеница и маслин

-58,0

428,5

-2560,3

-

-

Пшеничная мука

-332,2

121,7

60,2

-

-



Источник:   Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации.





СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:


1.     Валабанов,  Продовольственная  безопасность,  Экономика, - М.,  2002,


2.     Липец Ю.Г., География мирового хозяйства, - М., 2001;


3.     Викторова И.И., География (энциклопедия), - М., 2003г;


4.     Барабанов В.В.,  Экономическая география, - М., 2000;


5.     Дубровин М.И.,  География для начинающих, - М., 1999;


6.     Пятницкий М.Ю.,  Все обо всем, - М., 2003;


7.     Кордова Е.Р., Прокормим ли планету? - М., 1999;


8.     Державин Л.С.,  Продовольственный кризис, - М., 2002;


9.   Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. –    М.: Юристъ, 2002 г. – 734 с.


10.        Мировая экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Ломакина    В.К. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 727 с.


11.        Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие.


12.        Журнал «Человек и труд», 2000 – 2004 г.


13. Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? //       Российский экономический журнал, 1997 – 2004,


14. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997 – 2004,


15.        В. Медведев. Проблемы экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1997 – 2004,


16.     Газета «Экономика  и  жизнь», 1995 – 2004,


17.     Приложение к газете «Экономика и жизнь», «Ваш партнер», 1995 – 2004,


18.      www.start.RU,

19.        www.ppl.boom.RU,

20.        www.economics.RU,

21.        www.faorus.RU,

22.      www.vtorus.RU,

23.      www.ekonomika.RU,


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.